Казань полна разговорами о строительстве Дома печати.
- Проломная слишком оживленна— в таком центре нельзя строить фабрику.
- Грунт не выдержит— фабрика провалится.
- Канализации нет, водопровода нет, а тут за Дом печати взялись. Это-- роскошь.
- Эскизы и проект заказали какому-то частному инженеру.
Отрицательные аргументы разнообразны. Но все сводятся к одному: Дом печати не нужен. Вот на этот-то основной вопрос и нужно дать ответ
***
Третий год пятилетки не только год завершения фундамента социалистической экономики, но и год решающих успехов в осуществлении задач культурной революции. Всеобуч, поголовная ликвидация неграмотности, техническое вооружение новых миллионов, вовлекаемых в производство, подготовка высококвалифицированных кадров для народного хозяйства— все эти грандиозные задачи в десятки раз осложняются в условиях национальных республик. Искусственно созданная ранее культурная отсталость национальных окраин делает задачу культурной революции для них наиболее острой. Для того, чтобы действительно догнать ушедших вперед, приходится брать невиданные темпы и преодолевать огромные трудности.
И немудрено, что строительство школ, новых зданий вузов, лабораторий, домов культуры, клубов и т. д. в национальных республиках идет несравненно интенсивнее, чем в других областях СССР. Партия и государство львиную долю бюджета в национальных республиках совершенно сознательно уделяют социально-культурным нуждам. Местами эта доля занимает половину, иногда и больше всей суммы бюджета. Но никому и никогда не приходило в голову, что это роскошь для пролетарского государства.
Культурная революция немыслима без книги, газет и журналов. Печать — основное орудие культурной революции. Но насытить необъятные потребности трудящихся масс в печатном слове невозможно без реконструкции полиграфической базы, без подведения высокой техники под производство орудий культуры. Не случайно „Известия", „Правда", „Крестьянская газета" и целый ряд других издательств вынуждены были до гвоздя обновить свою технику. Не случайно Огиз строит новый книжный гигант фабрику. Никто не считал и не считает роскошью построенные и строящиеся дома печати в Азербайджане, Туркмении, Чувашии, Мариобласти и др.
Странно, почему берется под сомнение целесообразность создания Дома печати в Татарии.
Казань издавна являлась центром восточной печати. Еще до открытия Казанского университета, 130 с лишним лет тому назад, в Казани была создана восточная типография (д. № 9 по ул. Дзержинского) при Мариинской гимназии. В Казани издавались книги на всех восточных языках, вплоть до китайского. До революции Казань являлась самым крупным, почти единственным центром восточной печати для России. Типографии Харитонова, Домбровского и Каримова были крупнейшими для того времени типографиями, выпускавшими восточную книгу. Да и не только на восточной печати, к началу революции Казань занимала четвёртое место в России по своей полиграфической промышленности вообще,
Естественно, что это наследство не могло не отразиться и на послереволюционном развитии полиграфической промышленности в Казани. Несмотря на то, что Казань теперь уже не центр всей восточной печати несмотря на то, что во всех восточных республиках расцвела своя полиграфия, Казань по выпуску продукции и по обороту занимает одно из первых мест среди восточных республик, но по своей полиграфической технике Казань среди столиц восточных республик теперь уже на четвертом, или пятом месте. Полиграфическая промышленность в Казани прозябает на допотопной технике. Казань, выбрасывающая каждый год сотни миллионов листков оттисков, имеет одну единственную газетную и одну допотопную книжную ротационки. На всю Казань имеется один линотип.
Новые машины и новое оборудование для полиграфии в Казань не дают, потому что их некуда ставить. Все три типографии Казани помещаются в самых неприспособленных помещениях: Камиль Якуп— в бывшем магазине, типография „Красной Татарии"— в бывшем казенном корпусе царского учреждения, Татполиграф— в полуподвальном помещении времен чуть ли не казанских ханов. В Казани нет ни одной отрасли промышленности с такими условиями, в каких находится полиграфия, а ведь полиграфическое производство считается одним из наиболее вредных.
Печать Татарстана растет невероятно быстро. Выпуск продукции и обороты Татиздата уже три года подряд дают прыжки ежегодно на 100 с лишним процентов, имея тенденцию к дальнейшему усилению. К концу пятилетки этот рост будет равен 1000 процентам.
Дальнейший рост на этой базе невозможен. Тиражи газет требуют перехода на ротационную печать. Две ежедневных газеты— „Красная Татария" и „Кзыл Татарстан" печатаются на одной ротационке, туда же пристроились „Колхозник Татарии" и „Колхоз газитэ". Пионерская газета „Яш ленинче" превысила
экземпляров. Она немедленно должна быть переведена на ротационку, ибо газета с тиражем свыше 10.000 на плоской машине гибнет: она стареет, опаздывает. За „Яш ленинче" тянется „Башлабуку". И так одна за другой. А ротационка в Казани— одна и располагает она в сутки всего лишь 24 часами.
Книги в своих тиражах расту не по дням, а по часам. Буквари и учебники для школ и ликбезов печатаются в 200 и 300 тысяч экземпляров. Если книга в пять печатных листов имеет 300 тысяч экземпляров тиража, то она в течение полутора месяца занимает пять плоских машин. А самая мощная типография в Казани— им. Камиль Якупа— располагает десятью плоскими машинами. Вот какое положение имело перед собой 6юро ОК, когда оно выносило решение:
„Предложить Госплану форсировать разрешение вопроса о постройке дома печати в строительном сезоне 1930—31 года, ускорив получение из центра необходимых дли этого средств с тем, чтобы начало постройки приурочить к Х-летию ТР". (8 августа 1929 г.).
Считать, что выполнение производственных планов Татиздата требует срочного разрешения вопроса о строительстве нового здания для типографии, с таким расчетом, чтобы это здание было готово для эксплуатации в 1932 году, (7 июля 1930 г.).
Признать целесообразным, строительство объединенной книжно-журнальной и газетной фабрики в Казани, удовлетворяющей книжно-журнальные и газетно - издательские нужды столицы Татарии..."
(27 ноября 1929 г.).
***
Два слова насчет „частного инженера".
Еще в мае 1929 года Татинжу по договору с Татиздатом за 2.500 руб. было поручено сделать эскизный проект. Они сделали. Но вышел такой „эскиз", которого в Москве не за хотели взять в руки. Не было составлено даже промзадания. Пришлось, при помощи специалистов из Комитета печати СССР, создавать промзадание.
Главе техбюро строительного контроля Сперанскому (он же художник Таттеатра) было передано на заключение привезенное из Москвы промзадание. После недельного „изучения" Сперанский сообщил, что дом будет в...35 этажей.
Пришлось обратиться к научно-техническому совету при ВСНХ СССР, поскольку в Казани проекту Дома печати почему то упорно, „не везло". ИТС рекомендовал Татиздату инженера полиграфиста Пэна, который строил Дом печати в Азербайджане. Инженер Пэн принят на службу в Татиздат до окончательного построения Дома печати. Он составил эскизный проект. Эскиз инж. Пэна был утвержден в Москве и здесь детально обсуждался на расширенном заседаний президиума Областного отдела союза полиграфистов, на объединенном производственном совещании рабочих типографии им. Камиль Якупа, типографии „Красной Татарии", в Госплане ТР, в Стройобъединении ТР и всюду был одобрен. Горсовет отвел место. Дело дошло до составления проекта. Стройобъединение в Казани запросило за работу 65 тыс. руб. и установило срок 1 год. Пришлось снова обращаться в Москву. Но Моспроект при Моссовете был загружен работой и отказывался, и только после теле- графного обращения Совнаркома ТР к президиуму Моссовета, Моспроект согласился на составление проекта Дома печати в Казани, при чем не за 65 тыс. руб., а за 28 тыс. руб. и срок — не в один год, а в четыре месяца максимум.
Так обстоит дело „с частным инженером".
Более серьезным является вопрос о грунте. Но беда в том, что он по-серьезному нигде не ставится. Говорят, шепчутся и только.
Вывод один: целесообразность Дома печати Татарстана не вызывает никаких сомнений. Разговорчики о „роскоши" могут увлечь только людей, забывших особенности национальных республик.
Сафа Бурган