НУЖЕН ЛИ ДОМ ПЕЧАТИ?

Казань полна разговорами о строительстве Дома печати.

- Проломная слишком оживленна— в таком центре нельзя строить фабрику.

- Грунт не выдержит— фабрика провалится.

- Канализации нет, водопрово­да нет, а тут за Дом печати взя­лись. Это-- роскошь.

- Эскизы и проект заказали какому-то частному инженеру.

Отрицательные аргументы раз­нообразны. Но все сводятся к од­ному: Дом печати не нужен. Вот на этот-то основной вопрос и нуж­но дать ответ

***

Третий год пятилетки не толь­ко год завершения фундамента социалистической экономики, но и год решающих успехов в осу­ществлении задач культурной ре­волюции. Всеобуч, поголовная ликвидация неграмотности, тех­ническое вооружение новых мил­лионов, вовлекаемых в производ­ство, подготовка высококвалифи­цированных кадров для народно­го хозяйства— все эти грандиоз­ные задачи в десятки раз ослож­няются в условиях национальных республик. Искусственно создан­ная ранее культурная отсталость национальных окраин делает за­дачу культурной революции для них наиболее острой. Для того, чтобы действительно догнать ушедших вперед, приходится брать невиданные темпы и преодоле­вать огромные трудности.

И немудрено, что строительство школ, новых зданий вузов, лабо­раторий, домов культуры, клубов и т. д. в национальных республи­ках идет несравненно интенсив­нее, чем в других областях СССР. Партия и государство львиную долю бюджета в национальных республиках совершенно созна­тельно уделяют социально-куль­турным нуждам. Местами эта доля занимает половину, иногда и больше всей суммы бюджета. Но никому и никогда не прихо­дило в голову, что это роскошь для пролетарского государства.

Культурная революция немы­слима без книги, газет и журна­лов. Печать — основное орудие культурной революции. Но насы­тить необъятные потребности тру­дящихся масс в печатном слове невозможно без реконструкции полиграфической базы, без подведе­ния высокой техники под произ­водство орудий культуры. Не слу­чайно „Известия", „Правда", „Крестьянская газета" и целый ряд других издательств вынуж­дены были до гвоздя обновить свою технику. Не случайно Огиз строит новый книжный гигант фабрику. Никто не считал и не считает роскошью построенные и строящиеся дома печати в Азербайджане, Туркмении, Чувашии, Ма­риобласти и др.

Странно, почему берется под сомнение целесообразность созда­ния Дома печати в Татарии.

Казань издавна являлась цент­ром восточной печати. Еще до от­крытия Казанского университета, 130 с лишним лет тому назад, в Казани была создана восточная типография (д. № 9 по ул. Дзер­жинского) при Мариинской гим­назии. В Казани издавались кни­ги на всех восточных языках, вплоть до китайского. До револю­ции Казань являлась самым круп­ным, почти единственным цент­ром восточной печати для Рос­сии. Типографии Харитонова, Дом­бровского и Каримова были круп­нейшими для того времени типо­графиями, выпускавшими восточ­ную книгу. Да и не только на восточной печати, к началу рево­люции Казань занимала четвёр­тое место в России по своей по­лиграфической промышленности вообще,

Естественно, что это наследство не могло не отразиться и на по­слереволюционном развитии поли­графической промышленности в Казани. Несмотря на то, что Ка­зань теперь уже не центр всей восточной печати несмотря на то, что во всех восточных республи­ках расцвела своя полиграфия, Казань по выпуску продукции и по обороту занимает одно из пер­вых мест среди восточных респу­блик, но по своей полиграфиче­ской технике Казань среди сто­лиц восточных республик теперь уже на четвертом, или пятом ме­сте. Полиграфическая промышлен­ность в Казани прозябает на до­потопной технике. Казань, выбра­сывающая каждый год сотни мил­лионов листков оттисков, имеет одну единственную газетную и одну допотопную книжную ротационки. На всю Казань имеется один линотип.

Новые машины и новое обору­дование для полиграфии в Казань не дают, потому что их некуда ставить. Все три типографии Ка­зани помещаются в самых неприспособленных помещениях: Ка­миль Якуп— в бывшем магазине, типография „Красной Татарии"— в бывшем казенном корпусе цар­ского учреждения, Татполиграф— в полуподвальном помещении вре­мен чуть ли не казанских ханов. В Казани нет ни одной отрасли промышленности с такими усло­виями, в каких находится поли­графия, а ведь полиграфическое производство считается одним из наиболее вредных.

Печать Татарстана растет не­вероятно быстро. Выпуск продукции и обороты Татиздата уже три года подряд дают прыжки ежегодно на 100 с лишним процентов, имея тенденцию к дальнейшему усилению. К концу пятилетки этот рост будет равен 1000 про­центам.

Дальнейший рост на этой базе невозможен. Тиражи газет требуют перехода на ротационную пе­чать. Две ежедневных газеты— „Красная Татария" и „Кзыл Татарстан" печатаются на одной ротационке, туда же пристрои­лись „Колхозник Татарии" и „Колхоз газитэ". Пионерская га­зета „Яш ленинче" превысила

экземпляров. Она немедлен­но должна быть переведена на ротационку, ибо газета с тиражем свыше 10.000 на плоской машине гибнет: она стареет, опаздывает. За „Яш ленинче" тянется „Баш­лабуку". И так одна за другой. А ротационка в Казани— одна и располагает она в сутки всего лишь 24 часами.

Книги в своих тиражах расту не по дням, а по часам. Буквари и учебники для школ и ликбезов печатаются в 200 и 300 тысяч эк­земпляров. Если книга в пять пе­чатных листов имеет 300 тысяч экземпляров тиража, то она в те­чение полутора месяца занимает пять плоских машин. А самая мощная типография в Казани— им. Камиль Якупа— располагает де­сятью плоскими машинами. Вот какое положение имело пе­ред собой 6юро ОК, когда оно выносило решение:

„Предложить Госплану форси­ровать разрешение вопроса о постройке дома печати в строи­тельном сезоне 1930—31 года, ус­корив получение из центра не­обходимых дли этого средств с тем, чтобы начало постройки приурочить к Х-летию ТР". (8 августа 1929 г.).

Считать, что выполнение производственных планов Тат­издата требует срочного раз­решения вопроса о строительстве нового здания для типо­графии, с таким расчетом, что­бы это здание было готово для эксплуатации в 1932 году, (7 июля 1930 г.).

Признать целесообразным, строительство объединенной книжно-журнальной и газетной фабрики в Казани, удовлетво­ряющей книжно-журнальные и газетно - издательские нужды столицы Татарии..."

(27 ноября 1929 г.).

***

Два слова насчет „частного ин­женера".

Еще в мае 1929 года Татинжу по договору с Татиздатом за 2.500 руб. было поручено сделать эскизный проект. Они сделали. Но вышел такой „эскиз", которого в Москве не за хотели взять в руки. Не было составлено даже промзадания. Пришлось, при по­мощи специалистов из Комитета печати СССР, создавать промзадание.

Главе техбюро строительного контроля Сперанскому (он же ху­дожник Таттеатра) было переда­но на заключение привезенное из Москвы промзадание. После не­дельного „изучения" Сперанский сообщил, что дом будет в...35 этажей.

Пришлось обратиться к научно-техническому совету при ВСНХ СССР, поскольку в Казани проек­ту Дома печати почему то упорно, „не везло". ИТС рекомендовал Татиздату инженера полиграфи­ста Пэна, который строил Дом пе­чати в Азербайджане. Инженер Пэн принят на службу в Татиз­дат до окончательного построения Дома печати. Он составил эскизный проект. Эскиз инж. Пэна был утвержден в Москве и здесь деталь­но обсуждался на расширенном заседаний президиума Областного отдела союза полиграфистов, на объединенном производственном совещании рабочих типографии им. Камиль Якупа, типографии „Крас­ной Татарии", в Госплане ТР, в Стройобъединении ТР и всюду был одобрен. Горсовет отвел мес­то. Дело дошло до составления проекта. Стройобъединение в Ка­зани запросило за работу 65 тыс. руб. и установило срок 1 год. Пришлось снова обращаться в Москву. Но Моспроект при Моссовете был загружен работой и отказывался, и только после теле- графного обращения Совнаркома ТР к президиуму Моссовета, Моспроект согласился на составление проекта Дома печати в Казани, при чем не за 65 тыс. руб., а за 28 тыс. руб. и срок — не в один год, а в четыре месяца максимум.

Так обстоит дело „с частным инженером".

Более серьезным является воп­рос о грунте. Но беда в том, что он по-серьезному нигде не ста­вится. Говорят, шепчутся и только.

Вывод один: целесообразность Дома печати Татарстана не вы­зывает никаких сомнений. Разго­ворчики о „роскоши" могут ув­лечь только людей, забывших особенности национальных республик.

Сафа Бурган

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости