Культпоход вырывает у кулачества почву из под ног. Опасаясь, что волна культурного строительства сметет его, кулачество упорно сопротивляется. культпоходу.
В селе Индыргах сектант считает себя последним святым. Он заявляет:
- Не дадим детей в школу до тех пор, пока не дадут религиозного учителя.
- Дайте такого учителя, который знай бы религию и науку.
- Не пускайте детей в школу, ибо дети из школы приносят книги, при которых нельзя молиться.
В селе Бишево кулачество выступает против культпохода с такими словами:
- Если дети будут учиться в советской школе, то они не могут ходить в церковь.
Кулачество села Бишево мечтает о какой-то не советской школе, зная, что советская школа воспитывает сознательных борцов за социализм.
И сектанты и кулачество притворяются христосиками, дабы повлиять на отсталую часть населения. В Индыргах (Апастовский район) при ссыпке хлеба они отказываются получать деньги:
- Для меня деньги. — грех. Я жертвую ради бога... Мне бог дал хлеб...
Но бедняцкая часть деревни знает цену этим фокусам.
По деревням женщины и мужчины тянутся к школе. В Кармалах, Камскоустьинского района, охвачено культпоходом все неграмотное население, кроме того, 50 комсомольцев и активистов разбиты на бригады, ходят по деревням, в колхозы и помогают в работе. Между бригадами развернуто социалистическое соревнование и ударничество.
К. Буревой.