За последние годы в деятельности Наркомздрава и его сети имеются значительные достижения, касающиеся, главным образом, выправления классовой линии в области здравоохранения! Истекший 1929-30 гад дает рост бюджета по рабочему и социалистическому секторам. Однако, достижения по отдельным отраслям работы наркомата нельзя считать достаточными.
Хроническое отставание бюджета Татнаркомздрава от общего роста бюджета ТР, колоссальная текучесть аппарата (за один год сменилось около 10 инспекторов) настолько тяжело сказались на состоянии работы к моменту чистки, что признать работу вполне соответствующей темпам и потребностям третьего года пятилетки никак нельзя.
Основной дефект структуры аппарата тот,что Наркомздрав выполнял функции горздрава и был завален массой мелких текущих вопросов.
Инспектура Наркомздрава — кабинетные работники, выезжающие в районы редко и без всякого плана; упор в работе в силу этого, делается не на руководсто периферией, а больше на текущую работу.
Аппарат не перестроился в соответствии с новым административным делением ТР. Поэтому сеть Наркомздрава оказалась укомплектованной не полностью. Часть районов осталась без больниц, в других — скопилось по нескольку лечебных заведений.
Не всегда учитывались национальные особенности районов. В Сармановском районе средства, отпущенные на постройку больницы в селе с татарским населением, расходовались на ремонт лечебницы в русской деревне.
В работе с врачами, направляемыми в район, царил хаос. Часть из них, получив путевку, скрылась неизвестно куда. Некоторых сам же Наркомздрав, «жалившись», устраивал в городе. У третьих стаж не соответствовал той работе, на которую их посылали...
В Наркомздраве существуют ответственные исполнители, но последние настолько несведущи в своем деле, что по всякому «пустяку обращаются к наркому. Комиссия установила, что новая система работу аппарата не улучшила.
Основное, что характеризует работу всего аппарата Наркомздрава — это обилие циркуляров, отношений. Но ни один инспектор не мог сказать, что конкретно по этим циркулярам сделано на местах. Например, бригады, обследовавшие некоторые районы, выявили, что колхозники не везде знают о преимуществах пользования медицинской помощью, предоставленных им правительством. В летнюю уборочную кампанию было организовано 951 ясли. В НКЗ никто не знает, где и как были организованы эти ясли...
Рабочий сектор (Заречье, Забулачье, Бондюг и др.) еще недостаточно выдвинут НКЗ на первый план. Об этом говорит ориентировочный расход на одного амбулаторного больного в 1929-30 году: в городе — 67 коп., в Заречье — 50, в Забулачье — 34, на Бондюге — 60 к. и т. д. Сейчас, когда рабочий сектор в медицине отстает, в городе развертывается блестящее учреждение — центральная поликлиника с колоссальным штатом, а в Заречье до сих пор отсутствует детское и глазное отделения. Заречная поликлиника — в отвратительных жилищных условиях, в Забулачье не создан физио-терапевтический кабинет.
Комиссия по чистке констатировала в работе аппарата Наркомздрава наличие элементов право-оппортунистической практики, хвостизма, политической нечуткости, обгоняемые тем, что работа органов здравоохранении стояла вне внимания партийных организаций. Партячейка работала слабо, авторитета не имела и влияния ее на работу аппарата и периферии не чувствовалось.
Помощь союза медсантруд слаба; из месткомов и групкомов только незначительное меньшинство сумело повернуться лицом к производству. Также отсутствует помощь и со стороны секции здравоохранения горсовета и секции РКИ.
Комиссия наметила для перестройки всей работы Наркомздрава целый ряд конкретных мероприятий, но реализуются они слабо. Партийное руководство, несмотря на специальный пункт комиссии об его усилении, остается до сих пор без перемен.
В результате персональной чистки снято с работы по разным категориям 54 человека, но фактически большинство из них из аппарата еще не удалено.
РКИ должна проверить выполнение решений комиссии по чистке.
А. Егоров.