Вот, говорят, женское равноправие!
А посмотришь кругом:—что ни жена, то домашняя хозяйка.
Домашняя хозяйка, заметьте... Домашнего хозяина ни в одной анкете не сыщешь.
И до сих пор религиозный еврей, с чуввтвом полной своей правоты, ежедневно бормочет молитву:
— Благодарю тебя, гражданин бог,
за то, что ты не создал меня женщиной.
Что же?.. Выходит, прав был тот узколобий мещанин, который так любил позубоскалить на тему «О женском равноправии»?
Нет, не врав! Женщина в советской стране еще не достигла фактического равенства с мужчиной, но она это равенство завоюет наверняка.
Когда и, главное, как?
* *
*
Завоеванием политического равноправия женский вопрос в Советском государстве, конечно, был разрешение больше, чем на одну десятую.
Девять десятых остается еще впереди?
— На фабрике работницы квалифицируются по низшим разрядам.
— В общественной жизни женщины участвуют в несколько раз слабее.
мужчин.
А все почему?
Потому что бытовые условия привязывают женщину к кухонным горшкам, к пеленкам, к самовару, в половой щетке, вытягивают из нее добрую половину жизненной энергии, оставляя для производства и общественной жизни получеловека.
Таким образом, причины нивкой профессиональной и общественной квалификации женщины - пролетарки коренятся, в первую очередь, в современном быте с его домашним хозяйством.
Разрушить домашнее хозяйство, заменить его общественным производством (общественной столовой, прачечной, починочной мастерской и т. д. и т. п.) это значит в Советском государстве разрешить женский вопрос на все 100 процентов
— Но, возразят маловеры: перестроить быт сейчас, при нашей отсталой технике невозможно. Нам нужно раньше поработать на дело социалистического накопления. Нам нужно создать высокую техническую базу, а новый быт.,, «явится сам собой».
В этих рассуждениях верно только то, что окончательно домашнее хозяйство будет разрушево конкуренцией крупного производства.
Но сложить на этом основании руки и ждать, когда быт перестроится «сам собой» было бы недостойно революционного пролетариата.
Даже на основе той технической базы, которую мы имеем сейчас, можно многое сделать для освобождения женщины.
Приступить, практически приступить, если не в уничтожению, то к оолаблению гнета домашнего хозяйства—вот самая важная, самая большая задача женского движения среди городового пролетариата.
* *
*
Конечно, не нужно строить воздушных вамков, не нужно воображать, что в ближайшие годы мы введем коммунистическое общежитие.
К вопросам быта нужно подходить конкретно.
Не так давно в пролетарских организациях Казани происходила так называемая бытовая дискуссия.
Часами спорили люди над глубокомысленным вопросом:
— Что можно делать и чего нельзя делать?
Было бы гораздо полезнее, если бы энергия, затраченная на эту болтологию, направилась на организацию... ну, скажем, общих кипятильников в рабочих поселках.
Сколько бы женщин освободилось от нудной и грязной работы с самоварами! Я. ЭЙДЕЛЬСОН.