НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ ТРЕБУЕТ НОВЫХ АВТОРСКИХ КАДРОВ, УСИЛЕНИЯ МАРКСИСТСКОЙ КРИТИКИ, РАСШИРЕНИЯ ПОЛИГРАФБАЗЫ

Совещание национальностей По­волжья заслушало доклады Цент- роиздата и Татиздата.

За последние годы отмечается громадный рост выпуска литерату­ры на национальных языках. Доста­точно указать на следующие циф­ры: Центроиздатом в 1929 году из­дано 3.199 печатных листов и 24.256.378 листов-оттисков, а за 10 месяцев 1930 г. — 4575 печатных листов и 58.651.739 листов-оттисков. Но этот рост в значительной степе­ни отстает от потребностей, кото­рые предъявляют Центроиздату на­циональные республики и области. Особенное отставание наблюдается по выпуску общественно-политиче­ской литературы и по учебникам. К началу учебного года план издания учебников был выполнен лишь на­половину. План не выполнен также по ликбезу. Центроиздат недоста­точно учитывает нужды отдельных республик и областей, не может соответствующим образом сплани­ровать свою работу.

Главное внимание Центроиздат обращает на обслуживание тех на­циональных областей, которые не имеют своего издательства, напри­мер, Мордовская область и др.

Продукция Центроиздата по сво­ему идеологическому содержанию не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Вот несколько харак­терных примеров, приведенных до­кладчиком в качестве иллюстрации. В одном из татарских учебников помещено стихотворение «Шахтер», где шахта рисуется как могила, которую роют для себя шахтеры. В том же учебнике есть небольшой очерк о колхозе, автор которого рассказывает о том, как вначале крестьяне не хотели войти в кол­хоз, ссылаясь на то, что там плохо кормят, но, когда один из нежелав­ших вступить в колхоз побывал в столовой и ему там подали завтрак из пяти блюд(!), а обед из семи блюд(!), то он тут же записался в колхоз

На борьбу с этими извращения­ми необходимо мобилизовать кри­тику и всю общественность. Одно­временно с этим необходимо уси­лить подготовку кадров из среды рабкоров, из среды рабочих, кол­хозников и низовых просвещенцев. В этом деле Центроиздат имеет право рассчитывать на активную поддержку местных организаций. Но пока этой поддержки он не ви­дит Так, в октябре текущего года Центроиздат организовал десяти­дневные курсы-совещания нацио­нальных авторов, но на эти курсы, вместо полутораста человек прибы­ло 70.

С докладом о деятельности Тат­издата выступил тов. Шарафутди­нов. Татиздат снабжает литерату­рой не только Татарскую республи­ку, но и другие районы СССР, имеющие татарское население.

Большая половина продукции Тат­издата поглощается другими райо­нами.

Для Татиздата остро стоит во­прос с распространением литерату­ры. Сейчас в значительной степени татарские книги идут самотеком.

Для иллюстрации того, как вы­полнен план на этот год, докладчик привел следующие факты: учебни­ки для школ I ступени изданы пол­ностью, букварей не хватило, не­смотря на то, что они переиздава­лись, учебники для школ повышен­ного типа на 90 процентов выйдут только в ноябре. Нужно ли гово­рить, что такое положение являет­ся совершенно ненормальным!

Резолюция совещания подчерки­вает запаздывание национальных издательств с выпуском учебников и кампанейской литературы, отсут­ствие работы с авторскими кадра­ми, грубейшие идеологические и методические ошибки в некоторых массовых изданиях.

Совещание считает необходимым провести в жизнь следующие ме- роприятия:

— Организовать национальные издательства в тех республиках и областях, где до сих пор они не существуют.

— Укрепить полиграфическую базу национальных гизов и центро- издатов, расширив существующие курсы по подготовке полиграфиче­ских кадров из нацмен и открыв при Центроиз-те полиграфтехникум.

— Ускорить открытие долгосроч­ных курсов по подготовке редакто­ров, авторов и переводчиков для нацпечати и добиться создания на­циональных объединений при суще­ствующих учебных заведениях по подготовке работников печати.

Имея в виду попытки классового врага использовать национальную печать против диктатуры пролета­риата (султангалиевщина, джиди- гянщина, выступления национали­стов в украинской и узбекской ли­тературе и др.),совещание призыва­ет все издательские органы моби­лизовать классовую бдительность, усилить критику изданий, выходя­щих на национальных языках, ши­роко применять во всей работе методы ударничества и социалисти­ческого соревнования (между на­циональными гизами, авторами и т. д.), тщательнее рецензировать рукописи. С. Ар.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости