"ПЧЯН-БАЗАР"

вы— казанец, то вы должны знать, что означает «пчян-базар».

«Пчян-базар». С этим странным незна­комым названием связана дореволюцион­ная татарская буржуазия. «Пчян-базар»

— ее синоним.

Это совсем не значит, что все татар­ские купцы, торговые воротилы ограни­чивали свою деятельность «пчян-база- ром», в переводе на русский язык —

— «сенным базаром»? Нет. Большая пло­щадь, в далеком прошлом, очевидно, действительно служившая оенным база­ром, раскинулась в центре татарской ча­сти города и была густо заселена мелким и средним торговцем.’И только края ее занимались каменными лавками и солид­ными магазинами крупных торговых фирм и компаний.

Сенная площадь в разные стороны разбегалась татарскими улицами.

Улицы мощеные — принадлежали бур­жуазии. На них высились красивые дома братьев Апанаевых, Юнусовых и прочей торговой знати.

Улицы уходящие в окраины города, грязные, пыльные были заселены куста- рями-рабочими и пр. голью и беднотою.

И над всеми этими улицами и татар­скими слободами высилось 11 мечетей, выстроенных на доходы купцов и гроши бедноты.

Старая и самая главная «Пчян-базар мечеть» встала на углу Сенной — слов­но охраняя от нападения торговый мир родного «пчян-базара».

Своей, особой, замкнутой жизнью жи­ла Сенная площадь, оживляясь по пят­ницам, когда трудовой татарский люд с детишками забивал лавки, долго рядясь и выторговывая для сыновей разноцвет­ные чаплашки, а для дочерей большие из желтого стекла бусы...

Здесь за Булаком, на Сенной площади татары чувствовали себя свободнее. Хо­дили они и в город, но часто встречали насмешки по своему адресу, а в калитках

Державинского и др. садов натыкались на надпись:

«Вход в сад — нижним чинам, собакам и татарам — запрещен».

Но татары был разные.

Татарин Ахмет — возчик с Крестов никовского завода в Державинский сад входить не имел права. Купцу Апанаеву

— заводчику и почетному дворянину были раскрыты все калитки и двери.

Хитрая и противоречивая на первый взгляд механика взаимоотношений Ахме­та и Апанаева с внешним миром при по­следующем анализе становилась просто и легко об’яснимой. Капиталист Апанаев в дни «тезоименитства их императорских величества» и по другим «торжественным» и не торжественным случаям щедро оде­лял губернатора и все полицейское на­чальство. Составляя плоть от плоти с рос. сийским купечеством, дверянством и за­водчиками единое целое — правящий класс — пользовался всеми благами жизни.

Рабочий Ахмет, зарабатывающий гро­ши, не всегда мог дать даже полтинник постовому полицейскому на водку, отчего часто по самому пустяку просиживал ночи в отделении.

Так противоречиво и запутанно шла жизнь на берегах «пчян-базара» и татар­ской стороны Булака.

Мир в представлении татарина выри­совывался в виде большого кнута и пря­ника. Кнут был предназначен для бед­ноты, мужиков и рабочих, пряник — для богато^ верхушки — купцов и татарско­го духовенста, которое крепко, не ху­же «истинно-православных» впитали в се­бя верно-подданические чувства, помо­гая русским: царю, помещикам, буржуа­зии поррабщать свой же народ.

Со дня покорения татар, князья хан­ские, за исключением немногих, перешли на службу московскому государю, за что пользовались «правами и милостью», на­равне с боярами российскими, говорят нам старые летописи.

В 1798 году, в честь приезда в Казань Павла 1 был устроен бал, «на котором, — свидетельствует историк Загоскин,— присутствовал даже мусульманский муф­тий. Государю представлялись казанские татарки... купеческие жены и дочери...».

Такой «милости» удостаивались из та­тар лишь купцы и дворяне. Деревенскую же бедноту в это время урядники и стар­шины с «высшего соизволения» душили налогами так, что «если считать вместе с недоимками и продовольственные дол­ги, собралась бы такая масса,— писал некий Лавровский, обследовавший в 1883 году положение двух татарских деревень Чистопольского уезда, по заданию зем­ства, — что если бы даже продать весь скот, все избы и весь домашний скарб недоимщиков, то не покрылась бы и по­ловина их долгов».

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости