Нынешняя фаза национально-револю-ционного движения в Индии определяет-ся тем, что страна эта, население которой составляет одну пятую населения всего земного шара (320 миллионов) — вступила с конца 1928 года в полосу нового революционного подъёма, во главе которого идет уже не буржуазия, а пролетариат. Важнейшими показателями этой перегруппировки классовых сил в Индии могут служить грандиозные забастовки текстильщиков в Бомбее и железнодорожников в Калькутте, объявление рабочих кварталов этих городов на осадном положении, массовые аресты и расстрелы стачечников, необычайно быстрое расширение влияния левого профсоюза «Гирин Камгар», рост крестьянского повстанческого движения, судебные процессы в Мируте, Лагоре, Амрицаре и т. д. Это выступление индусского пролетариата на арену политической борьбы, как силы, объективно борющейся за гегемонию во всем национально-революционном движении — вносит коренные изменения в позицию различных политических группировок как в самой Индии, так и в Англии в отношении «индийской проблемы». Уже 43 сессия индийского национального конгресса, возглавляемого национал-буржуазной партией Сварадж, в декабре 1928 года, под влиянием страха перед нараставшей революционной волной отказалась от лозунга борьбы за полную независимость Индии и приняла проект конституции вождя свараджистов Нэру. Этот проект предусматривал сохранение всех командных высот в экономике Индии в руках англичан, оставлял в руках английских чиновников руководство военными делами и внешней политикой Индии, закреплял помещичью собственность на землю. В обмен за это предательство конгресс выставил скромное требование превращения Индии из колонии в доминион в рамках Британской империи. Но поскольку индусская буржуазия вовсе не собиралась рвать с английским империализмом, в лице которого она видит своего союзника и покровителя в борьбе против революционного движения индусских рабочих и крестьян — конгресс решил дать английскому империализму довольно длительный срок для осуществления этой компромиссной программы, цель которой заключается в том, чтобы полюбовно разделить между английским империализмом и индусской буржуазией право на ограбление трудящихся Индии. Согласно решению конгресса, английское правительство должно было предоставить Индии права доминиона в течение года: к. 31 декабря 1929 года и лишь после этого срока, в случае невыполнения этого требования, должно было начаться «гражданское сопротивление без применения насилия» — т. е.- отказ со стороны индусов от работы в законодательных собраниях, неповиновение властям, отказ от платежа налогов и т. п. Что это постановление было скорее средством запугивания, средством воздействия на общественное мнение Англии для того, чтобы добиться с ее стороны уступок индийской буржуазии, чем серьезным намерением начать борьбу против британского империализма — видно из того, что хотя срок этот теперь уже прошел, а английское правительство решений конгресса не выполнило — все же «гражданское сопротивление» пока что осталось на бумаге. Но в течение этого года в политической жизни Индии произошло то важнейшее изменение, о котором мы говорили уже выше: произошло колоссальное революционизирование массового рабочего и крестьянского движения. Это движение выступает под лозунгом борьбы за полную независимость Индии, за уничтожение всех форм колониального порабощения этой страны английским империализмом и за уничтожение многочисленных феодальных пережитков в общественной жизни страны. Поскольку рабочий класс возглавляет это движение и является его главной движущей силой — оно рано или поздно должно будет перерасти и в движение, направленное против капиталистического гнета. Сплочение широчайших масс трудящихся Индии вокруг этих последовательно революционных лозунгов, высвобождение этих масс из под влияния буржуазного национал-реформизма становится с каждым днем все более реальным и все более грозным фактом. Гегемонии индусской буржуазии в национально-освободительном движении угрожает, поэтому, реальная опасность. Движение это грозит перехлестнуть через головы свараджистских вождей и поставить в порядок дня вопрос о полном отделении Индии от Англии, т. е. о разрыве всех связей между английским империализмом и национальным индусским капитализмом, который бесчисленными нитями связан с системой английских банков, английских торговых обществ, который видит в английских войсках и полиции своего главного защитника от индусского рабочего и который не может, поэтому, пойти на разрыв с Англией, а может лишь добиваться «справедливого» раздела прибылей между лондонскими банками и индусскими фабрикантами. В такой обстановке индусская буржуазия принуждена искать новых путей для закрепления своей руководящей роли в национальном движении и для осуществления своих требований. Здесь надо прямо сказать, что решение этой задачи было бы значительно облегчено для индусской буржуазии, если бы в самой Англии одержала верх более дальновидная и более приспособленная к защите конечных целей британского империализма политика «рабочей партии» (Макдональда) над политикой консерваторов, нежелающих учитывать социальных сдвигов и возлагающих большие надежды на политику бронированного кулака, чем на комбинированную политику кнута и пряника. Когда индусский национальный конгресс 1928 года давал британскому империализму годичный срок для осуществления «конституции Нэру»—вожди свараджистов надеялись именно на то, что к осени 29 года вершителем судеб английской внешней политики будет Макдональд, а не Болдуин. «Рабочее правительство» Макдональда, действительно, пришло к власти... но надежды, возлагаемые на него индусской буржуазией, оказались напрасными: Макдональд не решился сделать ни одного шага дальше той границы, до которой можно идти, держась за ручку Ллойд- Джорджа, а через него — и за ручку Болдуина. Индусская буржуазия возлагала надежды на Макдональда потому, что рабочая партия до прихода к власти неоднократно заявляла, что она даст самоуправление Индии. Резолюция с’езда рабочей партии в Блэкпуле в 1927 году, гласит: «Съезд подтверждает еще раз право народа Индии на полное самоуправление и самоопределение и поэтому считает, что британское правительство должно сотрудничать с индийским народом с целью превращения Индии в равноправного члена британского союза народов в наиболее краткий срок». Но одно дело резолюции, а другое дело — их осуществление, тем более, когда между принятием резолюции и необходимостью осуществить ее произошло такое событие, как приход авторов резолюции к власти. Макдональд, для приличия, сделал вид, что он намерен (правда, в неопределенном будущем) — осуществить эту резолюцию. Эта попытка заключалась в том, что правительство Макдональда в декларации вицекороля Индии лорда Ирвинга 31 октября 1929 года заявило, что целью проектируемой им конституционной реформы является предоставление Индии прав доминиона. Для обсуждения этого вопроса созывается специальная конференция из представителей английского правительства, индийского национального движения и т. н. «индийских национальных государств», в которых живет, примерно, 23 процента индусского населения и во главе которых стоят верные вассалы Англии — местные феодальные деспоты — «раджи». Хотя самый текст этой декларации был в достаточной степени безобидным, ибо он не содержал в себе никакого указания на сроки осуществления реформы, но зато подчеркивалось право британского парламента самостоятельно установить, когда именно Индияколония превратится в Индиюдоминион, и хотя факт приглашения на конференцию «раджей» открыто показывал, что Макдональд намерен обеспечить за собою поддержку самых реакционных сил Индии, все же консерваторы и либералы подняли целую бучу в английском парламенте для того, чтобы добиться от правительства Макдональда обещания, что ничего, кроме комедии, на этой конференции происходить не будет. И им удалось добиться этого без особого труда. Близкая к Макдональду газета открыто заявила, что «состояние доминиона» — это фраза, неимеющая почти никакого смысла по отношению к Индии». Самый созыв конференции отсрочен на весну 1931 года. Но тем самым маневр Макдональда был сорван, ибо созывом конференции нельзя уже было надеяться укрепить позиции правых элементов в индусском национальном движении, поскольку английская газета открыто стала писать, что «конференция дает достаточный предлог, чтобы отложить на неопределенное время объявление кампании гражданского сопротивления, намеченной национальным конгрессом на 1 января 1930 года». Такова была обстановка накануне открытия в Лагоре 44 сессии национального конгресса. Эта обстановка определялась, следовательно, тем, что свараджисты для спасения своего престижа и удержания в своих руках руководства массовым движением — принуждены предпринимать левый маневр, а правительство Макдональда, для поддержания единого империалистического фронта в Англии — безвольно следует по пути, указываемому консерваторами. Это положение и предопределило основную линию 44 сессии национального конгресса. Конгресс для того, чтобы окончательно не потерять влияния в массах, отменил решение 43 сессии о борьбе за доминион, выставил лозунг борьбы за полную независимость Индии и отвергнул всякое сотрудничество с английским правительством. Формально — это означает объявление войны британскому империализму, но это только формально, а фактически конгресс все же оставил лазейку для сделки с английской буржуазией. Лазейка эта заключается в том, что конгресс не принял решения о введении в действие мер гражданского неповиновения, предусмотренных ультиматумом 1928 года. В резолюции конгресса срок объявления политической забастовки не установлен, а после закрытия сессии конгресса Ганди в ряде заявлений дал уже понять, что свараджисты и не намерены немедленно прибегать к этой «крайней» мере. Пока что комитет национального конгресса ограничился приказом всем своим членам отказаться от работы в законодательных собраниях. Но и этот приказ остается на бумаге, ибо значительная часть националистических депутатов, получившая тепленькие места, отказывается подчиниться этому приказу. Неудивительно, поэтому, что английская пресса очень спокойно реагирует на «бунтовщические» решения конгресса, прекрасно понимая из всего прошлого опыта, что в решающий момент Ганди и все его друзья приложат усилия для того, чтобы вернуться под крылышко британского империализма, как это уже было в 1922 и 1928 годах. Но несравненно большую тревогу проявляет британское правительство и вся империалистическая (в том числе макдо нальдовская) пресса по поводу массового революционного движения в Индии, которое лозунг борьбы за независимость Индии понимает не как политический маневр, а как насущное требование дня. Это движение британское правительство готовится встретить во всеоружии. Мак-дональд, в союзе с Болдуином, предпринимает для этого меры трех родов. Во- первых, через своих ручных «левых» (Ленсбери и др.). «рабочая партия» продолжает вести переговоры со свараджистами, добиваясь разряжения атмосферы. Во-вторых, подготовляется блок правого крыла индусской буржуазии с индусскими феодальными князьками — блок, ставящий своей целью срыв движения за независимость. Это уже нашло свое выражение в созванном в Мадрасе съезде федерации индийских либералов, которые расписались в своей верности британской короне. И, наконец, в-третьих, -- правительство Макдональда обрушивается с новыми массовыми арестами и разгонами против революционных профсоюзов Индии и против левого крыла национального движения мелкой буржуазии Индии. Рост рабочего и крестьянского движения в Индии, революционизирование широчайших масс трудящихся будет происходить сейчас особенно усиленным тем пом под влиянием охватившего весь капиталистический мир экономического, кризиса. Свертывание производства в капиталистичеких странах неизбежно повлечет за собою (и уже повлекло) резкое падение цен на колониальное сырье — т. е. на продукты сельского хозяйства колониальных стран -— и ухудшит, поэтому, и без того безвыходное положение крестьянства Индии. Одновременно будет происходить новый нажим на рабочих фабричной промышленности колониальных стран, что будет вызывать обострение забастовочного движения. На этом фоне становится ясным бессилие Макдональдов и Ганди подавить назревающий взрыв рабоче - крестьянской революции в Индии. О. Тарханов.