В течение последних месяцев по учебным заведениям Татреспублики была проведена большая работа по очищению студенческих рядов от социально-чуждых элементов, попавших на учебу, главным образом, в результате сокрытия своего социального происхождения. Большую помощь в этой работе оказали нам низовые (сельские, волостные) партийные, комсомольские и друг, организации, которые и сейчас продолжают присылать в вузы и техникумы материалы и отводы на учащихся •— выходцев из чуждой нам среды, умело замаскировавшихся и пролезших в учебные заведения иод маркой «трудящихся». Есть ряд чрезвычайно интересных фактов, показывающих, как в массах вырос интерес к тому, кто же учится на средства пролетарского государства? На сельских сходах и собраниях принимаются особые решения с требованием удалить из учебных заведений таких-то и таких-то детей попов, мулл, кулаков, которым не место в советском вузе. Естественно, что такая заинтересованность общественности в оздоровлении социального состава студенчества не замедлила дать весьма реальные результаты: за истекшие 7 — 8 месяцев из вузов и техникумов Татарии вычищено за сокрытие своего положения около 250 человек, что, конечно, не исключает необходимости дальнейшей систематической работы по очищению учебных заведений. Однако, уже сейчас совершенно необходимо и своевременно поставить вопрос об устранении тех больших недочетов, которые обнаруживаются в работе комиссий по чистке и могут привести к нежелательным результатам. Кое-где до сих пор еще усиленно агитируют за проведение генеральной чистки учебных заведений, против которой мы все уже неоднократно высказывались. В некоторых местах за «чистку» взялись настолько рьяно, что допускают серьезные перегибы, против которых мы должны решительно возражать, тем более, что во многих случаях особенно сильно затрагивается татарско-нацменовская часть студенчества. Конечно, те или иные ошибки были неизбежны, но разве допустимо, чтобы из учебного заведения огульно исключали чуть ли не целыми группами людей, даже не скрывших при поступлении своего социального положения, только потому, что их родители не были пролетариями. О том, что излишние перегибы действительно имеют место, говорят, хотя бы, следующие факты. В одном учебном заведении исключили как «чуждого» товарища, отец которого был муллой, но умер, когда учащемуся было 5 — 6 лет. Брат учащегося был добровольцем Красной армии, состоит членом партии, имеет заслуги. В другом учебном заведении исключили студента последнего курса, отец которого — дьякон, умер еще в 19 году. Никто из товарищей не мог указать на то, что этот студент за годы своей учебы проявил себя, как нежелательный для нас элемент. Исключили студентку IV курса — татарку лишь за то, что ее отец был «богатым». Но в то же время совершенно не учитывается, как она проявила себя за эти годы в стенах вуза. Не учитывается то, что ее брат является одним из видных татарских-интеллигентов-советских общественников, и что она ряд лет никакой связи с родителями не имеет. Таких фактов у нас, к сожалению, очень и очень не мало. Неудивительно, поэтому, что центральная апелляционная комиссия вынуждена отменять большое количество местных решений (восстановлено 15 процентов, оставлен вопрос открытым в отношении 12 — 13 проц.). Накопленный нами за истекший период опыт работы по очищению учебных заведений дает возможность сделать ряд основных выводов, которые должны лечь в основу дальнейшей работы в полном соответствии с недавно принятым Обкомом решением. Прежде всего, ни в коем случае нельзя допускать приема в вузы и техникумы нетрудовых элементов (III категории), ведя самую решительную борьбу с попытками внести сюда кое-какие «поправочки». Нужно продолжать постоянную, систематическую (а не кампанейскую) работу по очищению каждого учебного заведения от социально-чуждых. Должны безусловно исключаться лица, проявившие себя, как враждебные делу рабочего класса. Нужно также исключать из вузов, техникумов и рабфаков лиц нетрудового происхождения, скрывших это при приеме их, но нужно обеспечить индивидуальный подход при решении этих вопросов и особенно внимательно подходить в отношении студентов старших курсов. Работа должна быть поставлена таким образом, чтобы лучшую часть учащихся, могущих стать полезными, преданными нам, специалистами, все же сохранить за нами. И, наконец, безусловно необходимо обеспечить еще более серьезное отношение при проведении приемочных кампаний. Хотя в этом году было достигнуто заметное улучшение в работе приемных комиссий, однако, и по последнему приему поступает не мало отводов принятым. Проверка социального положения поступающих требует значительного улучшения и впредь. Но здесь очень мно гое зависит не от учебных заведений и приемных комиссий, а от тех органов, которым предоставлено право давать справки о социальном положении поступающих учиться. Необходимо, поэтому, в ближайшее же время установить строгую судебную ответственность тех, кто эти справки выдает.
В. Аеров.