В ожесточенной борьбе с потерями, которую мы развернули в настоящий момент, нужно изыскивать новые участки, в которых еще гнездятся непроизводительные траты, порой граничащие с расточительством.
Одним из таких участков, несомненно, является наша теперешняя система легкового и пассажирского автотранспорта.
В самом деле, как у нас поставлено дело использования легковых автомобилей?
Из рук вон плохо! Бесхозяйственно и неэкономно. Каждое учреждение имеет свой «собственный» автомобиль, к нему шофера и гараж. На содержание автомобиля, шофера и гаража требуется определенная сумма. И в то же время, автомобиль почти не используется. Пробеги в подавляющем большинстве недогружены и почти 50 процентов их происходят на порожняке.
В период реконструкции народного хозяйства выдвинут лозунг автомобилизации страны. Вполне понятно, что этот лозунг предусматривает не только производство новых сотен тысяч и миллионов машин, но и наиболее экономное и рациональное их использование. Та система эксплуатации подвижного автосостава, которая существует у нас сейчас— система буржуазная, целиком основанная на частной собственности, и от нее нам пора отказаться.
Сейчас одним из важных вопросов нашего городского и коммунального строительства должно стать, так называемое, обобществление легковых автомобилей. Необходимо обсудить вопрос об организации общегородского гаража, в котором будут собраны имеющиеся сейчас учрежденские автомашины, и в который будут поступать машины, вновь приобретаемые. От этого, во-первых, сократятся ничем неоправдываемые расходы на содержание десятков карликовых гаражей, а, во-вторых, будет достигнута полная загрузка имеющихся машин.
В настоящий момент любая учрежденская машина имеет средний годовой пробег в 6 — 8 тысяч километров при стоимости одного километра пробега около 50 копеек. На каждый километр мы тратим 50 копеек, в то время когда машина идет незагруженная со свободными местами и часто возвращается в гараж порожняком.
Когда же будет общий гараж и в нем будут сосредоточены все машины, стоимость километра значительно удешевится и рациональное использование машин в значительной мере ослабит острую нехватку в средствах передвижения, которую мы испытываем в настоящее время.
Пользование учреждений машинами общего гаража можно обрисовать, примерно, по следующей схеме:
В гараже 35 машин, обслуживающих ряд учреждений, пайщиков гаража. Считая работу по пятидневке, мы ежедневно имеем 5 машин «отдыхающих», которые могут использоваться при срочных вызовах или для подмены на случай возврата действующей машины из-за поломки. При определенной системе заявок в гараж в каждое учреждение направляется машина. Даже то обстоятельство, что все машины в момент заявки в раз’езде— ни в коей мере не препятствуют удовлетворению заявки. Каждый из шоферов, выполнив определенный рейс, звонит в гараж и сообщает свое местонахождение. Из гаража, согласно заявки, ему дается очередной маршрут.
В целях полной загрузки машин, можно и нужно установить следующее: город разбивается на определенное количество районов и маршрутов. Каждый маршрут имеет свой цвет (днем — флажок, ночью — лампочка). Направляясь в определенный район города, шофер вывешивает маршрутный цвет. Имеющий право пользования автомобилем, проходя по улице и видя автомобиль с знаком нужного ему маршрута, останавливает и садится в него.
Само собою разумеется, что техника использования подвижного состава гаража и бесперебойное снабжение нм учреждений требует детальной проработки и специального изучения, но факт тот, что в основном это мероприятие решительно ударит по потерям, по бессмысленной простойности и порожним пробегам и так нехватающих у нас машин,
и. кроме того, значительно удешевит стоимость километра.
От старой системы пользования автомобилем нужно решительно отказаться. Автодор и ГКХ должны приступить к организации общегородского государственного гаража.
Шофер В. Серяев.