Вне всякого сомнения, в питании человека — в его пище, приготовлении ее, условиях приема пищи коренятся причины очень многих заболеваний, и не только, как это думают многие, острых желудочно-кишечных расстройств, заразных болезней или отравлений, но и других болезней, как будто неимеющих ничего общего с пищей. Кроме хронических заболеваний желудка и кишек, катарров всякого рода, хронических запоров и поносов, результатом неправильного питания являются болезни печени и желчных путей, которые очень распространены в рабочем и крестьянском населении, заболевания почек, так называемые болезни обмена веществ, подагра, ожирение и т. д
Помимо того, от правильного питания зависит, как известно, течение и исход почти всех болезней.
Итак, неправильное питание является причиной самого возникновения одних болезней и плохого исхода других. Не смотря на то, что все это хорошо известно, общественное питание, к которому мы зовем массы, чтобы избавить от хлопот старой кухни добрую половину населения — домашних хозяек, — поставлено у нас из рук вон плохо.
У нас в Казани в настоящее время в столовых и распределителях отпускается ежедневно 6.500 обедов, но это количество, разумеется, далеко не обеспечивает всех желающих питаться в общественных столовых и спрос на дополнительные обеды только на одних предприятиях Казани определяется, примерно, в 8.400 обедов в день.
Потребность в общественном питании, несомненно, будет расти с каждым днем, и вопрос о правильной его организации требует немедленного урегулирования.
Нельзя забывать, что улучшение общественого питания, кроме чисто медицинских и профилактических предпосылок, диктуется еще условиями снабжения населения продуктами питания: надо подумать об ограничении чисто мясного питания и значительном расширении питания овощами, в которых всегда ощущался у нас такой острый недостаток.
Необходимо обратить самое пристальное внимание на состояние общественных столовых. Мне пришлось познакомиться в Казани с положением дела в нескольких столовых. Продукты далеко не плохие, и повара знающие и толковые, но обстановка столовых обычно ниже всякой критики.
В такой постановке дела виноваты мы сами, вся советская общественность. Кстати, когда говорят о расширении столовых, то имеются в виду только заявки предприятий, а сезонные рабочие, а армия учащихся, студенчество? Существующая сеть может с грехом пополам отпустить 6 — 7 тысяч обедов. А остальные? Говорят о необходимости создать в Казани мощную фабрику-кухню. Но, как показывает опыт Москвы и Самары, можно построить фабрику на много тысяч обедов и поставить дело из рук вон плохо (см. «Правду» от 18 и 19 января).
К делу общественного питания следует привлечь внимание всех слоев пролетарской общественности. Нельзя столь важный вопрос разрешать без всякого участия и руководства квалифицированных в этом деле сил — врачей, научных работников, инженеров, химиков, технологов. Иначе, неизбежны кустарщина и пустая трата огромных средств, а главное — дискредитация идеи коллективного питания.
КЦРК и союз нарпит должны серьезно и вдумчиво поставить вопрос об общественном питании в Казани, а специалисты и научные работники обязаны помочь правильному осуществлению его. КЦРК должен заострить свое внимание на этом существенном вопросе потребительской кооперации: для нас — врачей — это, прежде всего, вопрос предупреждения болезней и лечения их, но общественное питание — и один из крупнейших вопросов организации всего народного хозяйства, сохранения и эффективности живой силы и рациональной затраты материальных рессурсов страны.
Проф. Р. А. Лурия.