(окончание)
СОТОНИНСКАЯ ПРАКТИКА
Практика философской клиники Сотонина еще более пошла. В теории при известном навыке хоть можно жонглировать фразой, ярким словесным фортелем вуалировать неприглядную сущность учения о зудах. На практике же, в жизни, человек виднее, особенно, если он распоясывается. 0, тогда он своими поступками говорит больше всяких слов. Сорвем же с Сотонина пышную тогу философа и посмотрим его в более прозаическом освещении.
Предоставим слово документам и фактам. Первая часть из них будет говорить
о Сотонйне в его собственной оценке, вторая — об отношении к людям и третья — просто об уголовщине.
Итак, — Сотонин о себе. Яркий документ здесь так называемое «завещание», в котором Сотонин ставит себя наряду с такими людьми, как Сократ и Леонардо- да-Винчи, и подробно инструктирует своих учеников (вернее — учениц) по изданию всех его произведений, а главное биографических очерков («Моя личность»)... Смешное и жалкое самомнение!..
Рассматривая себя ,как сверхчеловека, призванного доставлять людям радость, излечивать их горести и печали путем такого фундаментального средства, как философская клиника, исходя отсюда, Сотонин определяет и свое отношение к людям. Люди, в его оценке,—это в большинстве случаев «троешники», четверочников очень мало. Пятерочник — это он сам. «Комичность жизни еще увеличивается от того, что люди, особенно из так называемой высшей интеллигенции, не замечают глупости и комичности друг друга»... Ничем не прикрытой гусарской пошлостью веет от сотонинских записей
о женщине: «... средняя женщина менее серьезна, более легкомысленна, чем мужчина. Женщина должна быть острой и заниматься, главным образом, искусством»...
Теперь об уголовщине. Началось это, на первый взгляд, с невинных вещей — организации литературно - эстетических кружков. Здесь проповедывался чистый эстетизм. Этим определялся и подход к литературе — содержание не важно, лишь бы форма удовлетворяла высоким вкусам, лишь бы она давала эстетическое наслаждение. Затем в работу кружков все в большем и большем размере стала привноситься пропаганда философской клиники. На сцену появляются эротика, гашиш и алкоголь. У нас есть основания утверждать, что в более интимном кружке «чистая», возвышенная эстетика часто превращалась в самый грязный разврат.
Последние годы Сотонина все чаще и чаще занимает мысль о смерти: «ни о чем другом я так часто не думаю, как о смерти... Мне кажется, что бывают случаи в жизни, когда мысль о смерти может быть последовательным и нравственно - обоснованным шагом. Смерть или самоубийство — все равно... За последние несколько месяцев я думаю о смерти так много, как думал только в 14 лет, когда сделал продуманную серьезную попытку на самоубийство...» Мы сознательно привели эти выдержки, ибо они в сумме с изложенными взглядами Сотонина дают ключ к разгадке причин шести , самоубийств лиц, состоящих в сотонин
I ских кружках или тесно с ним связанных. Больше того, — один из покушавшихся на самоубийство и случайно оставшийся в живых рассказывает, как сам Сотонин перечислял ему ряд смертельных веществ и с мензуркой в руках показывал, сколько надо выпить сулемы, чтобы конец был смертельным... Еще большим ужасом веет от судебного процесса над одним из учеников Сотонина —Поповым. Попов, как помнят казанцы, полтора года тому назад кинжалом зарезал своего товарища — школьную работницу Николаеву. Что двигало Попова на такое зверское преступление? «Надоела обыденщина... хотел испытать новое ощущение...»
Пусть Сотонин не вкладывал кинжала в руку Попова, пусть он не ссужал револьверами и сулемой самоубийц. Но разве это смягчает его вину? Разве он психологически не подготовил то и другое, разве он не учил, что все можно, все дозволено?.. Разве не говорит о садистских наклонностях Сотонина им же самим нарисованная картина одной из самоубийц (в полураздетом виде, с безумными глазами и льющейся из виска кровью?..). Разве нет изрядной частицы автора «философской клиники» в цинизме одного из его учеников: «Счастье, достижимое самим человеком, слагается из денег и славы. Даже важнее деньги. Так как Рокфеллером я не буду, то один путь — ученым. Революционер — для альтруистов, неблагодарная специальность: за других страдаешь, а прекрасная и короткая жизнь летит мимо (увеличить революционерам заработную плату!)», или во взглядах на женщину: «... Эта не пойдет — возьму Марусю — мне все равно. Сделаю из нее женщину. Принять за правило — женщины любят твердую агрессивность. Нужно холодное самолюбие»...(?)
Сотонина мы требуем к ответу. Мы нисколько не сомневаемся, что «философская клиника» в самое ближайшее время будет похоронена даже и теми немногими, которые шли на Сотониным, ибо приговор ей произнесен уже самим Сотониным: «Потерял я внутренний контакт с людьми. Потерял способность жить, действовать и чувствовать по-человечески...»
Сотонинщина — это сигнал для нас.)
Много лет тому назад, в эпоху злейшей реакции — в 1907-8 гг. — среди учащейся молодежи стали создаваться кружки «огарков», «лиги свободной любви» и прочие упадочные об’единения, пытавшиеся отвлечь внимание молодежи от революционного движения и обратить его на вопросы пола.
«Практики» из лиги свободной любви занимались простым развратом, но «идеологи» говорили о более «возвышенных вещах» — о новой философии («сверхчеловеческой», «сверхморальной», «сверх- социальной»...), о служении «вечной красоте»... Федор Сологуб, Кузьмин, Анатолий Каменский, Андрей Белый и прочие эстеты идеологически оформляли гнилостную пр «ику развратников, подавая ее в литературном оформлении.
Если задать себе вопрос, кто принес больше вреда тогдашней молодежи — практики или идеологи, то, отвечая по- честному, необходимо признать, что самый гнусный развратник не мог внести в среду подрастающего поколения столько яда разложения, сколько принесли его эти поэты-эстеты , сверхкритики, сверхсоциальные люди.
Сигнал к тому, чтобы энергичнее, чем было до сих пор, внедрять в наши вузы оружие марксистской критики, диалектического материализма, чтобы во-время и с большевистской настойчивостью давать отпор реакционным вымыслам отдельных реакционных профессоров, каким бы знаменем науки они ни прикрывались
П. Иванов.
Разочаровавшаяся в ближайших перспективах революционного движения, мелкобуржуазная молодежь, заполнявшая в то время высшие и средние учебные заведения, была необычайно хорошим питательным химическим «бульоном», в котором с поражающей быстротой размножались внесенные извне микробы разложения и разврата. И в круг захваченных гнилостным процессом юношей и девушек из буржуазных и мелкобуржуазных семей понемногу втягивались дети подлинных пролетариев. Создавалась громадная опасность для рабочего класса — лишиться своей революционной смены, потерять значительные молодые кадры (и при том наиболее грамотные, наиболее любознательные), превращающиеся в мелких, аполитичных прихвостней буржуазии.
Революционные партии, работавшие в подполье, и в особенности партия большевиков сразу оценили опасность, идущую из «лиг свободной любви» — опасность, прикрытую ширмой эстетизма и «левых» трактовок половой проблемы в художественной литературе. И для борьбы с этой опасностью создали подпольные организации среди молодежи. Большевистские «ученические организации», «кружки учащейся молодежи» — зародыши нынешнего комсомола — сумели противопоставить идеологии мелкобуржуазного упадочничества идеологию революционную, пролетарскую.
Об итогах можно сказать коротко — идеология молодого революционного класса оказалась сильнее, чем пропаганда разложения и разврата, распространявшаяся «эстетами». Не только пролетарская молодежь, но и значительная часть мелкобуржуазной молодежи была захвачена широтой громадных революционных перспектив, и в последующие годы приняла в той или иной степени активное участие в революции.
После Октябрьской революции состав высших учебных заведений и средней школы резко изменился: пролетарское ядро — даже в тех случаях, когда оно не было велико количественно — определяло, в основном, интересы и запросы учащейся молодежи. Упадочные организации (в роде «лиг свободной любви») стали невозможными, их существование немыслимым, потому что в среде новой учащейся молодежи для таких организаций не было корней.
Непосредственные «практики» разврата нам теперь не страшны — с ними учащаяся молодежь справлялась без труда, справится и в будущем. Но «теоретики» подобного Же толка, что и в 1907-8 гг. — а попытки возрождения этих теорий за последнее время все же делаются — и сейчас еще представляют некоторую опасность. За флером красивых, нередко «левых», фраз не всегда рабфаковец, вузовец разберет подлинное лицо «теоретика», не всегда сумеет из нарочито сделанной смеси правды и лжи выделить действительное и нужное, отбросить вредное. Вот почему «ловцы душ» должны встретить с нашей стороны твердый отпор, а теории их своевременно разоблачаться.
«Теория» Сотонина — преподавателя ВПИ и ИНОТ, автора «учебников» и «научных книг» мало отличается от стареньких «сверхчеловеческих», «сверхмо- ральных», «сверхсоциальных» теорий эстетов и развратников эпохи реакции Резонанс, который она нашла в среде! учащейся молодежи, незначителен — питательной почвы для широкого распространения подобных теорий больше! нет. Но все же некоторое число сторонников у нее образовалось — среди юношей и девушек, испуганных революцией. Они пришли к нам из чужого, враждебного лагеря; они жаждут «откровений», мечтают о прошлом (невозвратимом больше, прошлом), они ищут «пророков». И в Сотонйне, как будто, такой «пророк» был найден.
Что-ж, иллюзии недолговечны; вся мелкая, лживая, корыстная теорийка Сотонина должна же была, в конце концов, показать людям, искавшим откровений,; свое настоящее лицо. Оно оказалось гнусным. Самоубийства, последовавшие, вскоре среди сторонников Сотонина, вызваны не столько тем, что он проповеды* вал бесцельность жизни (это сыграло' также свою роль, безусловно), сколько глубоким разочарованием поклонников: Сотонина в их «кумире». *
На борьбу с теорией и практикой Сотонина нам теперь не нужно мобилизовать комсомол — Сотонин слишком ничтожен ,он сам разоблачил себя. Но для того, чтобы в будущем распространение «сотонинских» теорий сделалось невозможным, необходимо тщательнее подбирать людей для замещения научных кафедр в наших вузах, нужно во-время и беспощадно критиковать каждую идеологически вредную «научную» работу, нужно добросовестнее редактировать рекомендуемые студенчеству учебники.
Кн ш.