
Животноводам важно учитывать все нюансы, обеспечивающие сохранность молодняка
В моей статье «Где прячется молоко?» («РТ» от 19 ноября 2011г.) отмечалось: «…сегодня на первый план должны выйти сохранность молодняка и воспроизводство. Мне кажется, совещания по животноводству должны начинаться именно с этих вопросов. Будет теленок, будет и молоко». Тогда же я указал на основные объективные причины недополучения приплода в результате засухи. Однако показатели предыдущих лет, когда с кормами все обстояло благополучно, также оставляют желать лучшего.
На тебе, Боже, что нам негоже
Мне могут возразить, что показатели неплохие. Однако есть четкий критерий оценки уровня воспроизводства – ввод нетелей. Принято считать хорошим показателем 25 процентов от количества коров. Для этого необходимо получить и сохранить до репродуктивного возраста всего-то 50 телят (учитывая, что половина из них бычки) на 100 коров.
Если этот показатель будет превышен, можно реализовать излишки поголовья и получать прибыль. Только при продаже нетелей можно говорить об удовлетворительном состоянии воспроизводства и улучшении качества стада в хозяйстве. Ведь рачительный хозяин хорошую нетель оставит себе, а «что негоже» – будет продавать на сторону.
Однако, насколько я осведомлен, таких хозяйств у нас очень мало. А вот покупкой телок мы занимались активно, но улучшения стада не достигли. Почему? Желанием сбыть с рук «что негоже» руководствуются и зарубежные продавцы молодняка, тут уж ничего не поделаешь. В то же время хозяйств, где ввод нетелей меньше 25 процентов, к сожалению, много. Это негативно сказывается и на количестве, и на качестве стада.
Обеспечить замену
Коров с низкой продуктивностью нужно заменять перспективными телками, это ясно даже неспециалисту. В нашей ситуации вопросы сохранности молодняка актуальны вдвойне. Не сохранив то незначительное количество приплода, который имеем сегодня, мы придем к тому, что через 2 – 2,5 года ощутим еще более резкое снижение производства молока. Допускать этого никак нельзя.
Чтобы устранить причины, приводящие к потере приплода, необходимо выяснить их природу.
Как только мы начинаем говорить о падеже, первым делом указываем пальцем на ветеринаров. Не снимая вины с ветеринара, причем не за то, что теленок умер, а за то, что заболел, хотел бы напомнить: на частном подворье ни зоотехника, ни ветеринара, ни дезинфекции, ни вакцинации нет, а теленок, как правило, живой и здоровый. Если у частника пал теленок, об этом узнает вся деревня, и это большая потеря. А на некоторых фермах телята погибают массово, и в хозяйствах к данному факту относятся как-то безразлично. При этом если у частника январского бычка уже осенью можно забить с хорошей массой, а годовалую телку – осеменить, то из чахлого теленка с фермы иногда и за три года нетели не получится.
Принципиальная разница только в одном. Если частники (та же доярка с фермы, но у себя на подворье) к своей корове и теленку относятся по-человечески, то на ферме к ним относятся по-скотски. Остальное – нюансы. Вот на эти нюансы и хочу обратить внимание, так как сохранность молодняка целиком в руках животноводов, и падеж телят, в основной массе, является результатом субъективных факторов.
Пока приплод еще в «проекте»
Необходимо сказать, что здоровье и продуктивность будущего теленка закладываются еще в утробе матери. Вроде бы все знают об этом, а на деле – поступают вопреки простым правилам. Все говорят о раздое, о дополнительном кормлении высокопродуктивной коровы, и это правильно. А о кормлении сухостойных коров мы думаем во вторую очередь. Причем если частник кормит корову сеном, то во многих хозяйствах силос попадает в кормушки как дойным коровам, так и тем, что находятся в родильном отделении. В результате у последних развивается кетонемия. Теленок отравляется и в утробе матери, и получая молоко, содержащее кетоновые тела. Только исключение силоса из рациона сухостойных коров в отдельных хозяйствах позволяло прекратить падеж телят.
Запуск коров (прекращение их доения перед отелом), от которого зависит здоровье теленка, тоже не всегда отслеживается должным образом. Наши животноводы, привыкшие работать с относительно малопродуктивным скотом, нередко сквозь пальцы смотрят и на факты несвоевременного запуска. При отсутствии квалифицированных специалистов и учета физиологического состояния коров, при руководителях, думающих только о сиюминутной выгоде, доярка, заинтересованная в получении «большого молока» (а значит, и денег) именно сегодня, продолжает доить высокопродуктивную корову практически до отела.
А ведь известно, что плод набирает свою массу именно в последние 2-3 месяца внутриутробного развития. При доении высокопродуктивных коров перед отелом из их организма с молоком выводятся питательные вещества, в том числе макро– и микроэлементы, необходимые как для развития теленка, так и для организма матери. В результате теленок рождается слабым, в последующем часто заболевает и погибает. А у коровы вследствие недостатка кальция и других элементов наблюдается патология костей, размягчение копытного рога, развиваются болезни конечностей. Поэтому очень часто высокопродуктивные коровы после отела не могут вставать и их приходится выбраковывать.
Теленок появился на свет
Известно, что основной падеж телят наблюдается в первую декаду после рождения. Главной причиной этого я считаю незнание или непонимание анатомо-физиологических особенностей новорожденных. Включение их в половозрастную и производственную группу до двух месяцев, одинаковое кормление и уход как за новорожденными, так и одно-двухмесячными телятами приводят к плачевным результатам. По моему мнению, пока мы не выделим половозрастную группу новорожденных телят до возраста 10 – 15 суток и не станем кормить их и ухаживать за ними в соответствии с их анатомо-физиологическими особенностями и с учетом того, что изменения в организме телят в этот период очень интенсивные, падеж будет значительным.
В первую очередь это относится к кратности поения. В большинстве хозяйств как новорожденного, так и двухмесячного теленка поят два раза в сутки. Тогда как в первые 24 часа после рождения теленок должен сосать корову 7-8 раз. Но я что-то не припоминаю, чтобы в последнее время где-нибудь об этом говорилось.
Опять же или не знаем, или забываем некоторые основные моменты. Во-первых, даже у хорошо развитого новорожденного теленка объем сычуга (основного желудка в молочный период), по данным профессора В.Ф.Красоты, не превышает 1,2 литра. Прошлой весной многие ветврачи по моему заданию измеряли объем сычуга павших телят. Он в основном составлял 0,7-0,8 литра. А ведь, согласно технологической карте, теленок в первые сутки должен получать 5-6 литров молока. Вот и подсчитайте, сколько пищи получит новорожденный теленок при двух и даже трехразовом поении. Потом удивляемся, почему у нас падеж.
По данным того же В.Ф.Красоты, уже в 15-дневном возрасте объем сычуга теленка достигает 3,8, а в 30-дневном возрасте – 9,4 литра. Естественно, при норме 6 литров молока в сутки их можно кормить и два раза.
Некоторые животноводы уверяют, что новорожденный теленок за один раз может выпить и больше. Конечно, если кормить 2-3 раза вместо 7-8. Голодный теленок, пока появится чувство сытости, «нахватает» гораздо больше, чем может уместить его сычуг. Но это еще хуже! Лишнее молоко попадет в другие, не функционирующие отделы желудка, где желудочного сока нет, и, в лучшем случае, свернется, превратится в казеиновый сгусток, который фактически является инородным телом. В худшем случае начинаются брожение, гниение, другие процессы и, в зависимости от наслоения микробов, следует быстрая интоксикация и гибель.
Исключить человеческий фактор
Только тогда, когда теленок получает разовую порцию молока в физиологических объемах, оно хорошо переваривается и усваивается. Вроде бы простая истина, но сколько бы мы ни напоминали, в большинстве хозяйств не удается внедрить даже трехразовое поение. Мое твердое убеждение, проверенное практикой: чтобы сохранить приплод в первую декаду, надо исключить человеческий фактор и держать новорожденного под коровой. Только тогда теленок будет сосать молоко, когда ему хочется и сколько хочется.
Этим же объясняется, почему в частном подворье теленок не болеет. Потому что в большинстве случаев он содержится с матерью. Нет ничего удивительного и в том, что на подворье даже беспородная корова, при отсутствии «молокогонных» кормов типа силоса, сенажа, дает больше молока, чем ее породистая родня с фермы. Во-первых, теленок, когда сосет, очень хорошо массирует вымя, а о массаже вымени на ферме мы практически не заботимся. Во-вторых, мы забываем о том, что корова дает молоко для своего потомства. И чем раньше мы отнимем у нее теленка, тем раньше наступит торможение молокоотдачи.
Еще одно преимущество содержания теленка под коровой в том, что резко уменьшается возможность его инфицирования. А при поении телят выдоенным молоком микробы имеются и на недостаточно вымытых доильных аппаратах, и на ведрах, на специальных сосках. Да и руки у доярок на ферме не бывают стерильными.
В тех хозяйствах, где внедрили содержание новорожденных телят «на подсосе», уже убедились в преимуществах данного метода. Ведь именно в этот период закладывается будущая продуктивность животного, так как у телят, находившихся в физиологических условиях, в первую очередь, наряду с другими органами, хорошо развиваются желудочно-кишечный тракт и костяк. Тем самым появляется все необходимое для хорошего усвоения корма и есть на что «накладывать» усвоенные вещества. Телята, содержащиеся «на подсосе», гораздо крупнее своих сверстников, и после отъема они дают хорошие привесы.
В этом и заключается ответ на беспокойство многих руководителей о том, что, дескать, в этом году есть корма, а привесы низкие. Потому что тот молодняк, который родился в пору, когда с кормами было туго, – маловесный, ослабленный, переболевший расстройствами желудочно-кишечного тракта, – плохо усваивает корм.
Нельзя не сказать и о нормах кормления. В соответствии с технологической картой мы как назначаем с первых суток норму молока в 5-6 литров, так и оставляем ее неизменной до конца периода. Физиологически же теленок в первые сутки пьет 6-8 литров, а в последующие десять дней – до 10-11 литров, потому что он растет, развивается. Давая теленку молока меньше, чем ему требуется, мы не добьемся от него хорошего привеса. Так в природе просто не бывает.
Пока мы не поймем, что каждый литр молока, выпоенный теленку, это капиталовложение, которое вернется нам в десяти-, стократном размере, когда этот теленок станет коровой, до тех пор мы так и будем покупать молодняк на стороне.
Рифат КУРБАНОВ,
профессор, заслуженный деятель науки РТ,
лауреат Государственной премии РТ