Выборы - это не просто дележка мест в парламенте

Свободные, равные, прямые и всеобщие выборы лежат в основе любого демократического общества. Есть еще одно требование к демократическим выборам - они должны быть справедливыми: ни один из участников выборов не должен находиться в неравном с другими положении. А результат выборов должен максимально полно и точно отражать существующую в обществе палитру политических сил и движений.


Так должно быть в идеале. А как на самом деле?


Анализ принятого республиканским парламентом 17 сентября 2003 года Закона "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан" свидетельствует о том, что он в значительной мере способен обеспечить соблюдение этих требований.


Закон вступает в силу в начале нынешнего октября (за исключением отдельных положений, которые приобретут юридическую силу с 1 января 2004 года). Это весьма объемный документ, состоящий из 74 статей, а также 4 приложений к нему. Структурно закон состоит из десяти глав.


Существуют две основные избирательные системы: мажоритарная, когда считается избранным кандидат, собравший большинство голосов, и система пропорционального представительства, когда места распределяются между партиями сообразно числу поданных за них голосов.


Дискуссионным является формирование парламента Татарстана по смешанному принципу - когда одна его половина (50 депутатов) избирается по территориальным одномандатным округам (мажоритарная система), а вторая - по единому республиканскому округу (пропорциональная система). В течение длительного времени вопрос о смешанной избирательной системе в субъектах Российской Федерации вызывал немало споров. Например, в целом ряде регионов (в том числе и в Татарстане) парламентские традиции прекрасно уживались с простейшей из всех систем - системой выборов большинством голосов.


Основными причинами того, что пропорциональная система не получила широкого распространения, было отсутствие законодательной базы для деятельности политических партий, немногочисленный состав представительных органов государственной власти субъектов федерации, а также то, что выборы по смешанной избирательной системе с организационно-технической точки зрения проводить сложнее.


К достоинствам пропорциональной системы относится то, что она более точно выражает интересы различных политических сил и групп избирателей, способствует становлению многопартийности и обновлению парламента за счет неизвестных широкому кругу профессионалов, наконец, она менее затратна.


Некоторые новые моменты мы встречаем в статьях закона, касающихся соискателей депутатского мандата. Например, каким общим требованиям должен отвечать кандидат в члены парламента? Условий несколько: он должен иметь избирательные права, быть российским гражданином, прожить на свете не менее 21 года.


Наряду с позитивными условиями избираемости кандидат в парламентарии не должен подпадать под случаи неизбираемости. Данное понятие относится к физическому состоянию человека (например, душевнобольного), а также к лицам, ограничение избирательного права которых связано с вступлением в силу приговора суда.


Неизбираемость может выступать и как способ объявить несовместимость парламентского мандата с определенной должностью (например, члена правительства, главы администрации и пр.) В нашем случае закон только в отношении двадцати (из ста) депутатов Государственного Совета рассматривает их парламентскую деятельность как особую профессию.


Но эти ограничения не столь уж многочисленны. Гораздо более серьезны те практические трудности, с которыми придется столкнуться соискателю. Для того чтобы иметь какие-то шансы на успех, кандидату необходимо хотя бы в пределах своего избирательного округа пользоваться поддержкой какой-либо организации, способной обеспечить ему возможность ознакомить избирателей со своими взглядами и организовать борьбу против политических противников. Человек, выставляющий свою кандидатуру на выборах в качестве независимого кандидата, вряд ли в состоянии осуществить эти задачи самостоятельно. Для кандидата же, пользующегося поддержкой политической партии, все это значительно проще.


Тесная связь между кандидатом и его партией чаще всего устанавливается самой жизнью, а не каким-либо законом. Ведь ни Конституция РФ, ни Конституция РТ не предусматривают в прямо выраженной форме существование партий. Напротив, выдвижение своей кандидатуры в парламенты России и Татарстана считается индивидуальным актом, не имеющим никакого отношения к тем политическим условиям, в которых он предпринимается.


Тем не менее каждый кандидат в депутаты должен пользоваться поддержкой некоего числа избирателей или политической партии. Подобное требование основывается на убеждении, что кандидат должен представлять не столько свою собственную точку зрения, сколько определенные нюансы общественного мнения.


В то же время действующее законодательство накладывает ограничение и на партии - они допускаются к формированию парламента только в случае преодоления барьера, так называемого "заградительного пункта". Величина этого барьера различна, например, в Законе "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан" она установлена в размере 7 процентов. Избирательный барьер введен законодателем для защиты от представительства в парламенте экстремистских партий (считается, что таковые поддерживаются весьма малой долей избирателей, а большинство в целом голосует за умеренные и центристские партии). Другая причина введения избирательного барьера - это уменьшение числа партий, имеющих представительство в парламенте, в целях повышения политической стабильности.


Ильшат МИННЕГУЛОВ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости