Одна из статей принятой 28 февраля в первом чтении новой редакции Конституции РТ предполагает создание Счетной палаты Республики Татарстан на основе Комитета парламентского контроля.
Новой структуре государственного управления, строящейся на демократических принципах, понадобилась отвечающая этим принципам система государственного финансового контроля, учитывающая современные экономические и политические реалии и обеспечивающая возможности всеобъемлющего и надежного государственного финансового контроля. Вполне логично, что просьба подробнее рассказать о новой конституционной норме, а также о работе Комитета парламентского контроля была адресована Марату МАГДЕЕВУ, который в течение двух последних лет возглавлял этот комитет и лишь недавно был избран заместителем Председателя Государственного Совета.
- Марат Фаикович, позвольте сперва задать чисто обывательский вопрос: кто решает, кого предстоит проверять Комитету парламентского контроля?
- Комитет парламентского контроля в своей деятельности опирается на принятый 7 февраля 1996 года республиканский закон. Так что это не секретная организация и его проверки не проводятся по схеме "исподтишка накопать негатив". Любой приступивший к исполнению своих обязанностей руководитель должен знать, что есть такая организация, законодательно наделенная правом проверки структур государственной власти, районов, министерств и ведомств, предприятий, распоряжающихся бюджетными деньгами. Организуются и комплексные проверки действенности того или иного закона. В ходе проверки исполнения одного закона, скажем, "Об образовании", появляется необходимость проверки не только Министерства образования, но и администраций городов и районов, комитетов местных администраций по делам детей и молодежи, различных госструктур и общественных организаций. При этом работники комитета всегда стараются проводить проверки очень объективно, чтобы каждый принимаемый в республике закон, прежде всего самый главный - о бюджетной системе - работал на население, они способствуют тому, чтобы финансовые ресурсы были максимально использованы для потребностей населения. Комитет не выдвинет претензий, если будет превышена расходная статья бюджета по социальной сфере. Такая практика может только приветствоваться. Но члены комитета выступают категорически против, когда деньги идут на содержание чиновничьего аппарата, а в школах дети не получают горячего питания.
План работы Комитета парламентского контроля формируют депутаты. Обязательно используется в работе и ежегодное послание Президента Государственному Совету, ибо в этом документе обозначены все болевые точки, требующие своего разрешения.
- Не исключена ли возможность лоббирования каких-то проверок со стороны народных депутатов - тех же глав администраций, руководителей крупных предприятий, бизнесменов? Со Счетной палатой России такое случалось не раз. Кстати, на Западе для обеспечения "нужных" решений разработана технология - так называемый "government relations", по-русски этот термин звучит определеннее: "связи с властью" или, проще говоря, использование этой самой власти для решения своих частных проблем.
- Теоретически такое возможно. Но Счетная палата - несколько иной орган, который не состоит, как Комитет парламентского контроля, из депутатов. При этом у нас большая часть, 11 человек, являются руководителями районов и предприятий. Прошлый год был как раз характерен тем, что мы старались - и нам это удавалось - поспевать за событиями и акцентировать внимание на тех болевых точках, которые больше всего волнуют население. Это жилищно-коммунальное хозяйство, лекарственное обеспечение, работа социальных служб и администраций дотационных районов по расходованию бюджетных средств, строительство мостового перехода через Каму, международного аэропорта в столице республики. Или взять такой вопрос, как Казанский метрополитен. Объект находится под личным контролем Президента, Премьер-министра и Председателя Госсовета, средства выделяются как из республиканского, так и из федерального бюджетов, но их все равно не хватает. При этом кто-то умудряется эти средства отвлекать - согласитесь, такие факты, что называется, ни в какие ворота! (Проверкой Комитета парламентского контроля был выявлен факт передачи различным коммерческим структурам свыше 30 млн.рублей, тем самым на длительное время бюджетные средства были выведены из финансового оборота КУП "Казметрострой". - Прим.И.Р.).
Внес комитет свою лепту и в лекарственное обеспечение: после обнародования результатов проверки было принято специальное постановление Кабинета Министров. Хотя я и сегодня недоволен положением дел в этой области. Считаю, что и частные предприниматели, и ГУП "Таттехмедфарм" должны иметь равные стартовые условия, ибо без здоровой конкуренции положительных сдвигов в этой сфере не произойдет.
- Кому на стол попадают постановления Комитета парламентского контроля?
- Все документы - постановление, справка, протокол заседания - посылаются в четыре адреса: Президенту, Премьер-министру, руководителю парламента, а также секретарю Государственного Совета для информирования депутатов.
- По словам председателя Счетной палаты России Сергея Степашина, он дважды в месяц встречается с Президентом Владимиром Путиным для детального обсуждения наиболее злободневных вопросов. А вам приходилось встречаться с Минтимером Шаймиевым непосредственно по работе комитета, ведь далеко не все можно отразить сухими цифрами отчетов?
- Нет. Еще до того, как я возглавил комитет, сложилась практика тесного сотрудничества с Контрольным управлением Аппарата Президента. Поэтому у меня не возникало вопросов по поводу личных контактов. Знаю, что такие встречи практикуются в некоторых субъектах Федерации. Согласен, что не все находит отражение в справках и при личном контакте можно было бы ответить на некоторые вопросы и получить направление для дальнейшей деятельности. Думаю, что у будущего руководителя палаты проблем также не будет, а при необходимости такие встречи состоятся.
Главная цель в нашей работе - не карательная, а профилактическая. Когда, например, общаешься с руководителями администраций, видишь, как меняется их подход в отношении к бюджетным деньгам. Раньше считали: мол, никто не приедет и не проверит. А если и проверит, то все равно ничего не произойдет. Но я убежден, что кадровые изменения, которые происходили в республике, были в какой-то мере связаны и с результатами наших проверок. Это был один из источников информации о положении дел на конкретном участке. Кстати, одна из главных отличительных особенностей работы комитета заключается в том, что в информировании не делается различий между Президентом и общественностью: подготовленная справка в одном и том же виде ложится и на стол Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, и становится, благодаря СМИ, достоянием гласности. Комитет не делает двух вариантов, потому что является публичным органом. И если кто-то работал недобросовестно, он честно об этом информирует как руководство республики, так и население. В этом, наверное, и есть главное достижение - нам верят и руководители, и граждане республики.
- За два года работы в Комитете парламентского контроля вы, наверное, уже можете назвать наиболее характерные прегрешения по части нерационального расходования бюджетных средств.
- К сожалению, не все наши руководители сумели перестроиться. В странах высокой демократии руководитель отвечает своим кошельком: в случае выявления каких-то нарушений он просто должен вернуть эти деньги в бюджет. У нас подобного подхода, к сожалению, нет. В лучшем случае пожурят. Такое положение вещей, конечно же, способствует тому, что очень много бюджетных средств отвлекается на так называемые управленческие нужды. Скажем, если какому-то министерству, ведомству или району положена одна служебная машина, то их будет, не сомневайтесь, несколько. А ведь мы помним, как еще недавно служебные машины в районы выделялись поштучно, и от этого и урожай не уменьшался, и предприятия промышленности нормально работали. Но сегодня чиновник считает, что у него должны быть как минимум джип и еще иномарка на обслуживании. Второй типичный случай, когда чиновники держат сразу несколько автомобилей в подведомственных предприятиях и на их обслуживание расходуются средства (запчасти, зарплата водителя, бензин и т.д). Таким образом, предприятие несет прямые убытки. Хотя почему он, извините, должен чью-то шляпу возить? Чиновник ссылается на свою низкую зарплату. Но я что-то не помню, чтобы хоть один добровольно ушел со своего поста. Третий тип нарушений связан, казалось бы, с благой целью - обучить персонал. Но при этом идет напрямую финансирование коммерческой структуры. Постоянно приходится сталкиваться с примерами продажи государственного имущества (помещений, зданий, земельных участков) по заниженным ценам, в результате чего бюджет недополучает большие средства.
- Практически каждое постановление Комитета парламентского контроля заканчивается пунктом: о принятых мерах сообщить в комитет тогда-то. Вы довольны действенностью своих решений?
- Безусловно, реакция есть. Когда действия чиновника преданы гласности, когда срываются завесы секретности, он начинает ощущать себя несколько по-другому - почти как в программе "За стеклом". Естественно, меняется и отношение людей, которые с ним работают.
Второй момент. Журналисты часто спрашивают: "Почему никого не посадили? Почему они пересаживаются из одного кресла в другое?" Вопросы понятны. Но они выходят за рамки компетенции Комитета парламентского контроля. У нас достаточно силовых структур, функции которых - ловить за руку нарушителей: прокуратура, УБОП, УБЭП, недавно создали финансовую разведку. Комитет обладает высококвалифицированным аппаратом, люди с большим опытом работы честно едят свой хлеб. Но при проверках они не устанавливают, насколько нарушен Уголовный кодекс. Они лишь выявляют факты, когда предусмотренные бюджетом средства израсходованы не по целевому назначению. Они честно озвучивают фактическое положение дел, обозначая перед руководством республики имеющиеся проблемы, их болевые точки. И если, по мнению членов комитета, выявленные факты являются нарушением УК, материалы направляются в правоохранительные органы. Окончательную точку над "i" могут поставить только они. Дальнейшие действия должны идти от тех органов и людей, которые призваны стоять на защите интересов республики.
- Прошлым летом мне в руки попал документ с перечислением материалов Комитета парламентского контроля, которые были переданы в республиканскую прокуратуру. Каковы результаты?
- По результатам запросов комитета не было возбуждено ни одного уголовного дела. Прокуратура посчитала, что состава преступлений в материалах не было. И комитет не может повлиять на принимаемое решение.
С другой стороны, подобная ситуация не может не беспокоить депутатский корпус. В советское время за подпольные цеха сажали по статье, а тут по результатам проверок обнаруживаются такие вопиющие факты уклонения от налогов - и ничего! Взять хотя бы построенные на бюджетные средства пять бензоколонок, которые были переданы ОАО "Мосты Республики Татарстан" коммерческой структуре и четыре года эксплуатировались без официального оформления документов. Точно так же построенный международным аэропортом "Казань" на средства Дорожного фонда РТ завод по производству цементобетона был передан ОАО "Каздорстрой" и более двух лет без всякой регистрации исправно выдавал продукцию. Только от арендной платы государство недополучило более 18 миллионов рублей. А ведь это потенциальные бюджетные средства! И таких примеров множество. Только когда у нас перестанут путать свободу со вседозволенностью, мы станем нормально работать и получим уважение людей.
- Может быть, логичнее в том же законе о бюджете заложить пункт о персональной ответственности руководителя за нерациональное использование бюджетных средств? Ведь за прошлый год Комитет парламентского контроля выявил нерациональное и нецелевое расходование бюджетных средств на 332 миллиона рублей, в бюджет же вернулось менее двух десятков. Остальное, похоже, просто разворовано и разбазарено.
- Заложить можно, конечно. Но гораздо важнее, чтобы норма выполнялась. Мое мнение: любой чиновник должен отвечать своим имуществом за расходование бюджетных средств. Больше ничего не требуется.
- Три года назад Комитет парламентского контроля Татарстана принял самое активное участие в создании Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. Заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации. В чем выражается это сотрудничество?
- Во всем мире существует практика, когда люди объединяются по корпоративным интересам и помогают друг другу в решении определенных задач. Например, башкирские коллеги обратились в наш комитет по одному делу. В стоматологических клиниках Уфы были обнаружены медицинские инструменты, изготовленные якобы в Казани. С помощью специалистов Казанского медико-инструментального завода было выявлено, что это поддельные инструменты. Они не были покрыты специальным никелированным составом, ржавели, то есть не соответствовали санитарным нормам. А цена между тем оказалась завышена в 7 раз. В результате материалы мы передали в правоохранительные органы, которые по выявленным фактам возбудили уголовное дело. Точно так же РУБЭП Челябинской области однажды помог нашему Комитету парламентского контроля.
Из Счетной палаты мы постоянно получаем бюллетени, планы работы, знаем технологию тех или иных ее проверок. Кроме того, Сергей Степашин твердо обещал помощь в таких вопросах, которые не входят в нашу компетенцию: например, если проверяемая нами структура является федеральной. Как сказал С.Степашин, он не собирается быть нашим начальником, мы - равноправные партнеры. Счетную палату вполне устраивает квалификация работников контрольно-счетных органов в регионах России.
В прошлом году была принята федеральная программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года, часть средств из которой предназначена на подготовку празднования 1000-летия Казани. Суммы выделяются огромные. И я уверен, что и от Счетной палаты, и от руководства республики Комитету парламентского контроля будут даны поручения проконтролировать расходование бюджетных денег. Мы все заинтересованы в том, чтобы эти деньги работали на благоустройство города. Ведь где бы мы, татарстанцы, ни жили, мы гордимся столицей республики.
- Насколько я знаю, Сергей Степашин ратует за возрождение комитетов народного контроля.
- Действительно, вопрос о создании структур, которые бы работали в муниципальных образованиях, поднимался на недавнем совещании в Уфе. В советское время действовали комитеты народного контроля. Они имели законченную структуру: в каждом районном центре был официальный орган, состоявший из представителей различных государственных структур и общественных организаций, а два-три человека работали на освобожденной основе. Этот общественный орган смотрел, как тратятся бюджетные деньги. И я думаю, мы вернемся к созданию подобных органов.
Между прочим, имеется хороший образец для подражания в лице контрольно-счетного органа Республики Башкортостан. В его состав входит достаточно большое количество людей, но он - и это его отличительная особенность - подчинен непосредственно Президенту. Возглавляет его депутат Государственного Собрания Башкортостана, но остальные члены - люди по найму. Образована специальная коллегия, в которую входят представители различных государственных органов. Это как бы госкомитет по контролю за расходованием бюджетных денег на государственном уровне с законченной структурой, так как в районах, где сконцентрировано большое количество денежных средств, имеются зональные отделения.
В Татарстане в крупных городах и районах в прошлом году бюджеты достигали двух с половиной миллиардов. А в Советах народных депутатов на освобожденной основе работают, как правило, один-два депутата. Естественно, они не могут осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств. Поэтому создание в каждом районе органа, контролирующего деятельность местной власти, - необходимая потребность. Возможно, с участием депутатов, может быть, с участием государственных органов и общественных организаций. Если мы хотим построить гражданское общество, в котором каждый чиновник будет отчитываться за положение дел на вверенном ему участке, то в этом случае напрашивается именно такой вариант.
На совещании в Уфе было предложено создать проект федерального закона, который бы обязывал субъекты Российской Федерации создавать подобные органы и определял их работу. Возможности и механизмы могут быть разные. То, что они должны быть, сомнений ни у кого не вызывает, и прежде всего у руководства Счетной палаты РФ. Да и руководство республики, думаю, давно осознало: если ты хочешь достичь большего, то надо жестко контролировать, сколько сегодня реально расходуется средств.
- И, видимо, поэтому в проекте новой редакции Конституции республики появилась статья о создании Счетной палаты Республики Татарстан.
- Такую идею высказал Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, и я с ним согласен. У органа, на базе которого работает Комитет парламентского контроля, были разные названия. Но в нем неизменно трудились специалисты, обладающие высоким профессионализмом, большим опытом работы, умением координировать деятельность (многие годы комитет работает в тесном контакте с различными структурами, и прежде всего с Контрольным управлением Президента, налоговыми органами, подразделениями МВД).
Предполагается, что формироваться Счетная палата будет тремя ветвями власти - исполнительной в лице Президента, законодательной (представительной) - в лице Государственного Совета и судебной. Будет создана коллегия из представителей всех трех ветвей власти. Счетная палата станет контролировать исполнение всего закона о бюджете, по всем его направлениям, и ежегодные проверки будут осуществляться независимо от того, есть нарушения или нет. И пока закон о бюджете не пройдет обязательную аудиторскую проверку Счетной палаты, Госсовет не утвердит отчет Правительства о его исполнении.
Как только новая редакция Конституции будет принята, парламент активно возьмется за разработку проекта закона, который позволит работать этому органу. Надо изучить опыт имеющихся структур - их в России уже 69, при этом 38 функционируют как самостоятельные. Кроме того, постараемся использовать и зарубежный опыт - Германии, США, Франции, Великобритании. Очень важно, чтобы мы не затянули решение этого вопроса. Жизнь не стоит на месте. Наша задача - чтобы без особых потрясений и проволочек этот орган приступил к работе. Ведь как только ослабевает контроль, начинаются вольности.
- Это будет самостоятельная организация, со статусом юридического лица?
- Безусловно. Сегодня в Комитет парламентского контроля входят 11 депутатов, чей жизненный опыт, знание производства, умение работать с людьми и возглавлять коллективы помогают принимать верные, отражающие мнение большинства населения решения. Эти люди хотят, чтобы в республике был порядок и средства, которые платит налогоплательщик в бюджет, использовались для улучшения жизни населения. Чувствуют члены комитета и поддержку руководства - Президента, Председателя Госсовета, Премьер-министра. Но пришло время делать следующий шаг. Во всех демократических странах обеспечение внешнего финансового контроля - прямая обязанность контрольно-счетных органов, которым законодатели предоставляют необходимый уровень полномочий, позволяющий осуществлять эффективный контроль всего управления государственными финансами, в том числе результативности внутренней контрольной службы. Недаром в законодательстве большинства экономически развитых стран за контрольно-счетными органами закреплен статус высших органов государственного финансового контроля, обладающих большими полномочиями и самостоятельностью. К этому мы и будем стремиться.
Замечу, Сергей Степашин - категорический противник создания вертикали власти в данной сфере. Он так и сказал: "Лишние чиновники мне не нужны. А у вас имеется сложившийся опыт и есть взаимопонимание со всеми ветвями власти". Да и представить такую ситуацию трудно: если 89 счетно-контрольных органов субъектов Федерации начнут посылать в Москву свои планы и отчеты, Счетная палата России просто утонет в ворохе бумаг. К тому же мы не в меньшей, если не в большей степени заинтересованы в том, чтобы дела у нас в республике шли лучше, так как именно мы отвечаем перед населением за существующее положение дел. Позиция Степашина по этому вопросу мне очень импонирует, поскольку он за доверие к руководителям счетно-контрольных органов на местах, равноправие и тесное взаимодействие в информационной, методической, экспертно-аналитической и других сферах.
- С созданием Госсоветом Счетной палаты Комитет парламентского контроля уже будет не нужен. Выходит, парламент отказывается от своих контрольных функций?
- Они сохранятся и будут реализовываться в ходе обсуждения на заседаниях комитетов и на сессиях.
Беседовал