Сегодня мы порой упускаем из виду, что Конституция России, пятнадцатилетие которой отмечаем, — не только Основной Закон, но еще и генеральный план политического, правового, экономического и социального строительства в стране.
В ней определены фундаментальные, стратегические цели и задачи создания демократического, федеративного, многонационального, социального государства, формирования на его пространстве конкурентоспособной рыночной экономики и гармонично развивающегося гражданского общества. Поэтому все получающие сегодня путевку в жизнь программы — правительственные, региональные, партийные, общественные — должны быть соотнесены с этими целями и задачами.
Распространено мнение, что если Конституция принята, то как Основной Закон она вступает в действие целиком и полностью со всеми своими нормами и статьями. Однако за прошедшие пятнадцать лет мы были свидетелями, когда, например, массово задерживались выплаты пенсий и зарплат, что нарушало некоторые конституционные нормы.
Надо иметь в виду, что нынешняя Конституция писалась на основе заимствований норм и принципов из конституций стран с развитой демократией. Но в этих странах реальное действие конституции есть итог многовекового развития в них демократических институтов. В России же многие статьи и принципы Конституции предстают еще только как цели и задачи, на достижение которых потребуются десятилетия, чтобы все они полностью заработали, стали частью национальной и политической культуры. Поэтому для стран с молодой демократией, к которым относится и Россия, актуальна постоянная работа по укреплению демократических начал и порядков.
Думаю, именно по этой причине, а не только из-за предстоящего пятнадцатилетия Конституции Президент Дмитрий Медведев сделал ее одной из главных тем своего первого Послания Федеральному Собранию. Более того, им была сформулирована система взглядов на Основной Закон, которую можно назвать «конституционной доктриной». Она включает в себя пять принципов.
Первый принцип — «решающая роль Конституции в становлении российской демократии».
Второй — «значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма».
Третий принцип — «дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы» на основе Конституции.
Четвертый — «реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией, — зарплат, пособий, пенсий, сбережений».
Наконец, пятый принцип — Конституция России как важный инструмент укрепления международной законности.
Особенностью конституционной доктрины Президента Дмитрия Медведева является включение в нее нравственных, национально-исторических ценностей. Таких, как справедливость, свобода человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов, семейные традиции и патриотизм. Эта привязка Конституции к национально-историческим ценностям нужна для того, чтобы ее нормы и принципы лучше всего вошли, как говорится, в плоть и кровь российских граждан, стали органичной частью нашей общественной жизни.
Конечно, само собой это не произойдет, и одних призывов здесь недостаточно. Понимая это, Дмитрий Медведев и выступил с предложением дальнейшей модернизации политической системы России.
Одним из ее главных недостатков он назвал излишнюю бюрократизацию. По мнению Президента, с которым, я уверен, согласно большинство россиян, «такая система абсолютно неэффективна и создает только одно — коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии». Причину такого положения вещей Дмитрий Медведев видит в том, что многие демократические учреждения в нашей стране были созданы «по указанию „сверху“ (я добавил бы к этому еще и „на скорую руку“) и не закрепились в широких слоях общества. Выход из этой ситуации он видит в том, что „наше общество должно спокойно, настойчиво и, не откладывая на „потом“, развивать институты демократии“.
С этой целью Президент России и предложил Федеральному Собранию меры по дебюрократизации общественно-политической жизни страны с учетом возможных политических рисков при этом. Для сведения этих рисков к минимуму, что особенно актуально в условиях мирового финансово-экономического кризиса, глава государства выступил с инициативой увеличения сроков полномочий Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ — до 6 лет. Это должно укрепить стабильность данных институтов власти, которые избираются напрямую народом.
Вторым направлением модернизации политической системы следует считать повышение ответственности не только руководителей исполнительной власти, государственного аппарата в целом, но также партийных функционеров перед разного рода представительными органами. Это предполагает введение ежегодного отчета Правительства РФ в Государственной Думе по итогам своей деятельности, наделение представительных органов местного самоуправления полномочием отстранять руководителей муниципалитетов, обязательная ротация руководящего партийного аппарата, новая кадровая политика и, конечно, комплекс мер по борьбе с коррупцией.
Еще одно направление дебюрократизации политической системы страны должно происходить по пути усиления партийного представительства в органах государственной власти и привлечения к законотворческому процессу представителей различных неправительственных организаций, Общественной палаты.
Четвертым направлением политической модернизации должна стать новая информационная политика государства по предоставлению парламентским партиям возможности освещать свою деятельность перед избирателями, публично вести идейно-политическую дискуссию, без чего не может демократически развиваться вся политическая система. Будут также внедряться технологические новации в медиасферу.
Важно и то, что Президентом России были предложены новации в сторону дальнейшего развития федерализма в стране. К ним можно отнести новый порядок формирования Совета Федерации, совершенствование механизма разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти, оптимизацию схемы размещения территориальных структур федеральных органов власти по стране, создание условий для более эффективного прохождения законодательных инициатив регионов через Федеральное Собрание РФ, поддержку национальных традиций и культур народов России. И это направление политической модернизации имеет непосредственное отношение к Татарстану.
Как известно, Основной Закон начинается словами: „Мы, многонациональный народ Российской Федерации… “. Это суть общественно-политического устройства страны, а именно, что народ есть носитель суверенитета и единственный источник власти, которую он осуществляет через свободные выборы и референдум, причем на всех уровнях власти. Собственно, это и определяет демократический характер Российского государства.
Необходимо заметить, что в Конституции речь идет не от имени одного этноса, пусть самого многочисленного, а от имени „многонационального народа“. Да и государственное устройство России определено как „федерация“. Эти прописные истины приходится повторять, ибо их не всегда помнят российские политики и чиновники при принятии тех или иных решений, что впоследствии приводит к всевозможным коллизиям.
В России демократия, федерализм и межнациональные отношения — три неразрывно связанных между собой момента. Это наглядно проявилось при принятии 309-го федерального закона, который более известен как закон, отменивший национально-региональный компонент в федеральных образовательных стандартах. Здесь как раз и присутствует правовой нигилизм, избавление от которого Президент Дмитрий Медведев считает одной из своих главных задач. Не раз уже отмечалось, что отмена национально-регионального компонента противоречит 72-й статье Конституции РФ, где прописано, что образовательный процесс находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Кроме того, отмена национально-регионального компонента в образовательных стандартах нарушает право граждан РФ получать полноценное образование с учетом своих этнических потребностей в хорошем знании родного языка, культуры и истории. А субъекты Федерации лишились конституционного права законодательно регулировать образовательную сферу совместно с федеральным парламентом. Все это противоречит демократическому, многонациональному и федеративному характеру Российского государства. Поэтому с такой надеждой не только в национальных республиках, но и в других субъектах Федерации были восприняты предложения Дмитрия Медведева по дальнейшему развитию федеративных отношений в стране.
В частности, его предложение о достижении „оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами“ создает возможность для Татарстана приступить к практической реализации Договора „О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан“ 2007 года, о чем говорил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в Послании Государственному Совету РТ. Он же неоднократно выступал за сокращение территориальных структур федеральных органов власти, которые часто дублируют друг друга, и в результате появляются новые административные барьеры для простых граждан и предпринимателей. Наконец-то это было услышано новым руководством страны и дана команда сократить численность вышеуказанных федеральных структур.
Инициированный Дмитрием Медведевым новый порядок формирования Совета Федерации из депутатов представительных органов регионов и муниципалитетов позволяет надеяться на то, что верхняя палата российского парламента начнет более эффективно учитывать интересы субъектов Федерации в своей законодательной работе.
Что касается поддержки национальных традиций и культур народов России, то для более эффективного ее осуществления необходимо принятие Концепции государственной национальной политики в РФ, учреждение федерального ведомства, которое будет заниматься его реализацией, создание в рамках того же Совета Федерации законодательного механизма, учитывающего интересы национально-территориальных образований.
Можно ли надеяться, что все это будет претворено в жизнь? Это во многом зависит и от нас самих, от нашего желания добиться реализации идеалов, принципов и норм Конституции страны. Хорошо, что эту истину понимают и наши руководители. Ведь сам Президент России Дмитрий Медведев заявил: „Права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местного самоуправления, другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период. И эти фундаментальные установления я как гарант Конституции буду хранить и защищать!“.
Марат ХАЙРУЛЛИН,
депутат Государственного Совета,
директор Фонда политических исследований и технологий