В жизни каждого человека встречается немало превратностей судьбы, равно как и счастливых случаев и стечений обстоятельств. Оправившись от тяжелых ранений, полученных на Ленинградском фронте, я приехал в Казань и был направлен контролером ОТК на завод №16 (ныне КМПО). Тогда я и предположить не мог, что мне доведется, как говорится, дышать одним воздухом с будущим корифеем космонавтики. Позже, по окончании КАИ, я стал авиаинженером, и вся моя жизнь была связана с авиацией и космосом. Может быть, в какой-то степени и закономерно, что я, участвуя в работе профсоюзного съезда, выступал, можно сказать, прямо перед первым космонавтом Земли Юрием Гагариным. Довелось мне побывать и в Калуге, где находится единственный в нашей стране Музей космонавтики и где многие годы учитель физики и математики К.Э.Циолковский вел исследования в области аэро- и ракетодинамики и впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, заложив тем самым фундамент современной космонавтики. Был я и в Звездном городке. Вот такие неожиданные подарки преподнесла мне, простому деревенскому парню, судьба.
...В 70-летней истории завода №16 есть немало страниц, которые пока еще не известны широким кругам. Одна из них связана с работой на заводе будущего генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева.
Жизненный путь этого гениального ученого был труден и трагичен. В 1938 году Королева, якобы принадлежавшего к троцкистам, обвинили во вредительстве, выразившемся в срыве отработки и сдачи вооружения РККА. Он был этапирован в Магадан, где работал золотодобытчиком. Друзья и соратники пытались доказать его невиновность. В 1939 году пленум Верховного суда СССР отменил приговор и передал дело на новое рассмотрение. Сергея Павловича вернули в Москву, однако свою невиновность доказать ему не удалось, и он снова был осужден на 8 лет.
Королев направил письмо Сталину, в котором объяснял, что совершена серьезная ошибка государственной важности и что целью его и мечтой было создание столь важного оружия, как ракетные самолеты. Вскоре последовало распоряжение: "Осужденного Королева как специалиста - авиационного конструктора, подавшего заявление с предложением об использовании, перевести в особое техническое бюро НКВД СССР".
Когда началась война, Сергея Павловича и других "врагов народа" из "особого бюро" отправили в Омск на авиазавод
№166. Здесь Королев, выполняя плановые задания, продолжал втайне свои изыскания в области ракетной техники. Узнав о том, что конструктор В.Глушко (тоже зек) на 16-м заводе в Казани проектирует ракетные двигатели для бомбардировщиков Пе-2, Королев стал добиваться перевода в Казань. И осенью 1942 года он приехал в столицу Татарии.
Здесь Сергей Павлович вошел в группу Глушко и горячо взялся за разработку двигателей. Вскоре он был назначен заместителем главного конструктора по летным испытаниям. В это же время он направляет в Наркомат авиационной промышленности свою докладную записку "К вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем". Но предложение его не было реализовано.
Одновременно с группой Глушко работали также группы Петлякова, Бодля и Стечкина (тоже из осужденных). Таким образом, на заводе №16 был сосредоточен самый "цвет" двигателестроения. И этот "цвет" ходил на работу под конвоем. Правда, впоследствии Королева и еще десятерых зеков расконвоировали. И хотя Сергею Павловичу не удалось вплотную заняться ракетопланом, однако основная работа была сделана. Можно сказать, что здесь, на казанском заводе, в суровое военное время зародился коллектив будущего могучего конструкторского бюро ракетного двигателестроения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР будущие академики В.П.Глушко и С.П.Королев были освобождены досрочно со снятием судимости. В августе 1944 года все освобожденные зеки - 20 человек - справили новоселье в доме на улице Лядова. Королев был очень доволен своей квартирой и писал матери: "Я не ощущал раньше прелести того, что нас окружает, а сейчас знаю цену и лучу солнца, и глотку свежего воздуха, и корке сухого хлеба".
Вскоре Сергей Павлович направляет в наркомат докладную записку "О работах бюро самолетных реактивных установок при заводе № 16". Он пишет, что его группа занимается не свойственным ей профилем работ, просит реорганизовать ее в самостоятельное конструкторское бюро в системе Главного управления НКВД по реактивной технике. Спустя некоторое время группа Королева была переведена в Москву.
Казанские моторостроители горды тем, что зарождение космической техники начиналось в цехах завода №16. Ежегодно в День космонавтики они отдают дань памяти трем гениям человечества - Константину Эдуардовичу Циолковскому, Сергею Павловичу Королеву и Юрию Алексеевичу Гагарину, имена которых навечно вписаны в анналы истории научного прогресса.
Н.МУХИБУЛЛИН.
Авиаинженер, бывший член ЦК профсоюза
авиационной и оборонной промышленности СССР.