Кривая цен на бензин устремилась вверх

Сейчас среди российских автомобилистов нет более животрепещущей темы, чем рост цен на бензин. Неожиданно для всех на многих АЗС поменялись ценники: стоимость самого ходового бензина АИ-92 поднялась с 7,9-8 руб. за литр до 8,25-8,4 руб. Подорожало и другое топливо. Однако на этом ценовая спираль не остановится. По оценкам экспертов, за летние месяцы цены на автомобильное топливо могут подняться на 20% и выше. Таким образом, стоимость АИ-92 вполне может подойти к отметке 10 руб. за литр.


Собственно говоря, цены на топливо возросли значительно раньше. За два с половиной месяца нефтепродукты на оптовом рынке подорожали на четверть. С небольшим запозданием за ними потянулись розничные цены. По данным Государственного комитета по статистике, с 6 по 12 мая стоимость бензина возросла в среднем по России на 0,8% по сравнению с предыдущей неделей. При этом бензин А-76 подорожал на 0,8%, АИ-92 - на 0,9%, а топливо более высоких марок - на 0,4%.


После принятого Правительством решения о сокращении с 1 января этого года экспорта нефти на 150 тыс. баррелей в сутки высказывались прогнозы о снижении цен на топливо. Вначале так и произошло. Столкнувшись с проблемой "лишнего сырья", нефтепроизводители вынуждены были снижать цены на нефть, реализуемую на внутреннем рынке. За первый месяц действия экспортных ограничений цены на сырье упали до 1000-1200 руб. за тонну, хотя еще в декабре прошлого года они колебались на уровне 2500-3000 руб. В результате упали цены на нефтепродукты. По данным Русского топливного агентства, в январе оптовая цена на бензин А-76 снизилась на 14%, на высокооктановые бензины - на 13%, дизельное топливо - на 8,5%.


Однако вскоре нефтяные компании нашли выход из сложившегося положения. Сокращение поставок нефти в дальнее зарубежье было в полной мере компенсировано наращиванием экспорта в страны СНГ. На этой почве в середине марта даже разгорелся скандал вокруг распределения объемов вывоза сырья. Средние и мелкие нефтепроизводители потребовали от Правительства создать для них равные с крупными компаниями конкурентные условия. Как бы то ни было, но государства ближнего зарубежья, в первую очередь Украина и Белоруссия, в течение января-апреля получили от российских компаний 11,2 млн. тонн нефти, тогда как за аналогичный период прошлого года - всего 1,85 млн. тонн. Свою роль в ухудшении ситуации на внутреннем рынке сыграло и сокращение экспортных пошлин на вывоз светлых нефтепродуктов: с 5 февраля они были снижены с 39 до 25 евро за тонну. Естественно, в таких условиях стала ощущаться нехватка сырья, что привело к росту цен.


Сложившаяся ситуация бьет по карману автомобилистов. Рост цен на бензин неудержимо влечет за собой увеличение транспортных расходов со всеми вытекающими последствиями.


Максим КРИВОВ.
Экономист.


ИА "Регион-Блицинформ" - для "РТ".

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости