На соискание Государственной премии РТ им. Г.Тукая
В этом году Союз писателей Татарстана выдвинул на соискание Государственной премии РТ им. Г. Тукая книги Набиры Гиматдиновой «Мэхэббэттэ гонах бар» ( «Любовь грешная»), «Синдэ минем хакым бар» ( «Ты в долгу передо мной») и «Хатыннар сагышы» ( «Грустить не буду»).
Трудно сегодня найти в Татарстане писателя, который мог бы тягаться в популярности с Набирой Гиматдиновой. В эпоху экономических кризисов и господства Интернета ее книги, издаваемые немалыми тиражами, не залеживаются на полках книжных магазинов и библиотек. Их читают и в городах, и в селах, люди разных профессий и возрастов. Они волнуют читателей, владеющих татарским языком, и далеко за пределами республики. Недаром почти каждая новая книга писательницы становится лауреатом республиканского конкурса «Книга года», проводимого Министерством культуры и Национальной библиотекой РТ. В этом неподкупном рейтинге, который составляется по данным библиотечных формуляров, книги Набиры Гиматдиновой восемь раз выходили на первое место, то есть были самыми читаемыми в течение года. К ее творчеству постоянно обращаются театры Татарстана и Башкортостана, в нем нуждаются телевизионные постановщики…
В чем же секрет успеха писательницы?
Прежде всего в том, что перед нами – прекрасный психолог, хорошо знающий и понимающий читателя. На страницах своих произведений она ведет разговор на простом и понятном для него языке. Это очень важно, когда тебя понимают. «Кто не хочет быть понятым, того не стоит и читать», – гласит древнее латинское изречение.
Писательница психологически тонко проецирует жизненные конфликты на страницы своих книг. Вместе с тем буйства вымысла и фантазии нашей соискательнице не занимать. Коллизии ее прозы немыслимо остры и лихо закручены. Однако во всех своих книгах она неизменно проповедует светлое и доброе. Каким бы острым ни был конфликт добра и зла, у нее всегда побеждает добродетель. Понятно, happy end нравится поголовно всем, это заложено в человеческом естестве, люди нуждаются в счастливом стечении любых обстоятельств, хотя в реальности чаще бывает по-другому. Я знаю одну даму, которая, берясь за чтение, интересуется предварительно: хорошо ли там все закончится? Если нет, то откладывает недоброе чтиво. Зачем себя расстраивать!
Но Гиматдинова не боится быть предсказуемой. Главное для нее – утверждение нравственной основы, настоящей любви, подлинной веры, семейных ценностей… И они в итоге берут верх.
Всепобеждающим чувством, конечно же, у писательницы является любовь, которая преображает людей, помогает преодолевать все преграды, справляться с обманом, клеветой, вознаграждает терпением и неукротимой силой. Даже невзрачный, униженный донельзя деревенский конюх (повесть «Любовь грешная»), наделенный этим великим чувством, в конечном счете оказывается победителем. Героиня повести (его любовь) откровенно смеется над ним в первой главе, автор, заявив конюха в начале, почти до конца повествования вообще не вспоминает о нем… А вот в финале он возникает и побеждает.
Что это?
Это всесильная, неудержимая любовь, побеждающая и логику, и законы литературы. Это женская проза. В том смысле, что и автор, и читательницы ее – представители прекрасной части человечества. Стиль, смещенные акценты реальности, размытые границы возможного – все на месте, все присутствует.
Я не иронизирую, не подвергаю сомнению возможности волшебной силы любви – просто констатирую.
Семьдесят процентов читателей, записанных в библиотеки, – это читательницы, то есть подавляющее большинство людей, поглощающих художественную литературу, – женщины. А в начале заметки сразу было заявлено, что наш соискатель – большой психолог, и он, верней, она, хорошо знает психологию своего электората, которому нужна любовь, любовь и еще раз любовь – неземная, грешная, любая.
В этом нет ничего предосудительного. Кому, как не женщине, главному своему читателю, поэты всех времен и народов посвящали свои стихи. Да и рассказы, повести, романы тоже писались и пишутся для них. А к какому роду писателей относятся, к примеру, Маргарет Митчелл, Франсуаза Саган? Они понимали толк в женской психологии… А если так, тогда кто у нас в республике лучше знает, что больше всего нужно женщине? Правильно. Набира Гиматдинова знает. Знает и делает то, что нужно, что требуется женской душе.
Искренне ратую за присуждение ей наивысшей премии республики в области культуры.
Ахат МУШИНСКИЙ, писатель, главный редактор «Казанского альманаха»