
В Альметьевском татарском государственном драматическом театре состоялась премьера «Мещанской свадьбы» Бертольта Брехта в постановке питерского режиссера Искандера Сакаева. Раньше он уже работал на альметьевской сцене, поставив спектакль «Ашик-Кериб», который успешно участвовал в пяти театральных фестивалях.
И вновь драматический театр Альметьевска рассказывает нам житейскую историю, которая наверняка хоть однажды случалась почти с каждым из зрителей. Ну свадьба, ну неудачная – и чего, казалось бы, нового в этой истории? Неужели «Мещанская свадьба» Бертольта Брехта, написанная почти сто лет назад, актуальна и сегодня?
Стоп, по порядку. Ведь прежде чем судить, надо рассказать, как все было.
А дело было так. В маленьком городке случилась свадьба. Все как положено: невеста – в белом, жених – в черном, многочисленные гости, нарядные и веселые, едят и пьют за здоровье молодых, не уставая при этом обсуждать самую большую гордость новобрачных – мебель, которую жених смастерил собственными руками. Стол и стулья, шкаф и кровать – все, как подчеркивает невеста, совсем не так, как у других, потому что сделано «с любовью». И это невинное хвастовство невольно наталкивает на мысль о том, что ведь именно так, наверное, думает каждая невеста: уж у нее-то все будет совсем не так, как у других, именно у нее все будет особенное.
Однако ничем особенным эта парочка не отличается: жених и невеста то и дело ссорятся – совсем как двое их гостей, муж и жена с явно немалым стажем семейной жизни. Да и само торжество, наверняка тоже задуманное как нечто совершенно особенное, проходит как самая обычная свадьба, о чем время от времени дают понять подчеркнуто кукольные, «механические» движения актеров. В некоторые моменты люди, правда, снова становятся людьми, и наружу прорываются их человеческие чувства и эмоции. Однако все тут же возвращается на круги своя: машинально произносятся тосты и так же заученно, сопровождая свою речь механическими жестами, отец невесты твердит «народную мудрость» о ценности семьи. Когда же гости устают произносить тосты, веселиться и не знают, как дальше вести себя соответственно своей роли, любая подсказка тамады с микрофоном воспринимается с облегчением: торжество спасено, дальше все снова пойдет как надо.
На сцене из хваленой мебели – только стулья и стол, иногда взмывающий под потолок и выполняющий там функцию люстры. Когда же он опускается вниз и на нем появляются невидимые яства, гости набрасываются на них, отталкивая друг друга и стараясь отхватить кусок получше. Словом, свадьба как свадьба. Гости от всей души постарались хорошо поесть, повеселиться, напиться и переломать всю мебель. Очень милые и приличные люди. И, как это обычно бывает, новобрачные несказанно рады тому моменту, когда дорогие гости наконец-то расходятся. Соорудив из обломков мебели
Стоит отметить, что зрители находятся в непосредственной близости от происходящего. Поэтому думать, что, мол, авторы преувеличивают и в нашей жизни все совершенно не так, никак не получается: дистанция между нами и мещанской свадьбой – лишь полметра дощатого пола.
Ирина СЕДЕЛЬНИКОВА