Спасибо от джаз-бэнда "великому немому"

Один из первых казанских джазовых коллективов запечатлен на представленной здесь фотографии, сделанной приблизительно в 1933 году. Коллектив так и назывался - "Jazz-Band". Работал он при центральных городских кинотеатрах "Электро" (ныне "Татарстан") и "Унион" ("Родина"), обычно предваряя, реже - сопровождая киносеансы. Мой отец Рафаил Абрамович был одним из членов этого некогда популярного коллектива...


В Большой советской энциклопедии джаз характеризуется как увеселительная, преимущественно танцевальная музыка, родившаяся в США как результат синтеза двух песенных культур - Африки и Европы. Его отличают импровизация, полиритмичность, многоповторяемость по схеме "зов-ответ". Среди основателей джаза - певец Луи Армстронг и трубач Кинг Оливер. Именно с их легкой руки в начале прошлого столетия по всему миру как на дрожжах стали возникать ансамбли-"диксиленды".


В нашей стране джаз начал шествие в эпоху нэпа, когда молодежь буквально дорвалась до свободы в искусстве, нравах, одежде. Возникли "продвинутые" авангардные течения - футуризм, имажинизм... Джаз был одним из вызовов традиционной музыкальной культуре. Среди прародителей советского джаза можно выделить целую когорту талантов - В.Парнаха, А.Цфасмана, Г.Лансберга, Л.Теплицкого. В 1929 году был образован Государственный джаз-оркестр под управлением Л.Утесова, а в тридцатые годы - оркестры А.Варламова, Я.Скоморовского, Э.Рознера, в сороковые - О.Лундстрема.


Большое распространение получили и небольшие провинциальные джазовые ансамбли, занимавшиеся, скорее, подражанием новой музыкальной моде, чем серьезным отношением к постановке дела. Впрочем, для рядовых слушателей это было и неважно. Главное - легкость веселой музыки, основным принципом которой было непритязательное "много шума из ничего".


Мой отец, в 1920-е годы - студент городского музыкального техникума (ныне училище), не избежал влияния нового течения в музыке. Уже тогда он был замечен в самодеятельных объединениях молодых музыкантов. В 1926 году отец окончил техникум, но не смог найти работу. Тогда, собрав единомышленников, увлекавшихся джазом, он направился с ними в Чистополь, где жила его старшая сестра Белла, жена бывшего местного земского врача С.Самойлова. Все лето в городе на Каме оркестр играл на открытой эстраде в центральном парке новую, будоражащую слух музыку. Успех, говорят, был потрясающим...


Повторить его Рафаил Абрамович и его друзья решили в Казани. Для этого они направились прямиком в... кинотеатры.


Именно в кинотеатрах в эпоху "великого немого" ковалась новая тогда музыкальная культура. Приходившие на сеанс зрители обычно слушали перед началом показа оркестр, танцевали, получая, так сказать, двойное удовольствие. В дальнейшем на базе двух основных кинотеатров - "Электро" и "Унион" - был образован один большой эстрадный коллектив "Ударник". Лидерами в нем с самого начала стали скрипач Семен Брин и мой отец, вернувшийся из Москвы после непродолжительной учебы в музыкальном техникуме им.Гнесиных. Вместе они формировали репертуар, порой вопреки руководству, зато неизменно - к восторгу благодарной публики. Казань, город высокой музыкальной культуры, встретила появление нового оркестра с большим энтузиазмом.


Джаз в столице республики прошел тернистый путь развития и стал неотъемлемой частью ее культуры. Слава, сопровождавшая джазовые оркестры, всегда была громкая даже в годы официального непризнания музыкального течения, проникшего к нам из-за рубежа. В мае 1928 года Татарское управление зрелищными предприятиями, к которому приписали и джазовый "Ударник", ликвидировали, и вся деятельность до 1932 года была передана обществу "Востоккино".


Брин и Милицын не могли сидеть сложа руки. И вновь создали эстрадный оркестр под названием "Джаз-бэнд". Он долго, почти до начала Великой Отечественной войны, обслуживал многие кинотеатры, в том числе "Электро", "Унион". Рафаил Абрамович играл в этом коллективе вплоть до 1939 года, когда был приглашен дирижером Джалялем Старжигановым (старшим братом прославленного композитора) в новый театр оперы и балета. Познакомились они в годы совместной работы в симфоническом оркестре Татрадиокомитета, где мой отец параллельно подрабатывал в начале тридцатых годов.


Конец Великой Отечественной... Городские газеты в апреле 1945-го написали: "В "Электро" и "Унионе" перед вечерним сеансом зритель слушал джаз-оркестр с антуражем. В кинотеатре "Пионер" играло инструментальное трио..." Кинозалы заполнялись под завязку, особенно в вечерние сеансы, зрители сидели на приставных стульях. Около окошечка администратора неизменно выстраивалась очередь за контрамарками. Мне помнится, была возможность предварительных заказов на просмотр даже по телефону, но дозвониться было крайне сложно. И тогда отец, чтобы попасть на представление в кинотеатр, подключал свои связи...


Официально джаза в стране тогда уже не было. Но в 1950-60-е годы работал оркестр "шанхайцев" под управлением Олега Лундстрема в "Электро" и большой полусимфонический (эстрадный) оркестр под руководством С.Брина в кинотеатре "Унион". Эстафетную палочку от них принял коллектив Виктора Деринга. Он и сейчас в строю, только уже не в кинотеатрах. В 1963 году чиновники Министерства культуры ТАССР решили объединить оркестры кинотеатров в один. Но ничего хорошего из этого не вышло. Многие высококлассные музыканты разбрелись по ресторанам и клубам. Массовый зритель потерял своих кумиров.


А вот история джаз-оркестра под управлением Виктора Деринга продолжается, но уже как Государственного оркестра кинематографии РТ...


Борис МИЛИЦЫН.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости