Блеск и нищета Айшинского фестиваля

"Тыщу лет живи и пой, моя Айша!" - такова финальная строчка гимна Айшинского фестиваля авторской песни. Гимн был сочинен экспромтом, прямо у костра, на той самой поляне, где вот уже двадцать лет в последнюю субботу июня собираются и сами барды, и их преданные поклонники, и просто любители песен под гитару.


Славная традиция была заложена президентом легендарного КСП "Апрель" Стасом Аршиновым в 1985 году. Именно тогда состоялась первая песенная тусовка возле поселка Айша Зеленодольского района. Место было выбрано не случайно - оно идеально подходит для проведения бардовского фестиваля. Всего 30 километров от Казани, можно доехать на автобусе, на электричке, на машине, рядом лес и речка. Естественный амфитеатр с зелеными склонами как будто специально предназначен для тысяч непривередливых зрителей, готовых слушать любимые песни, сидя и лежа прямо на траве... И барды пели, из года в год собираясь в этом месте, отличающемся особой "светлой" аурой.


Были, правда, и некоторые метания - пару раз переносили песенный слет в Ильинку. Не прижилось. Были и огорчения - в конце девяностых дорожные строители "отрезали" часть поляны. Это был как раз тринадцатый по счету фестиваль, и все думали, что Айше конец, что придется менять дислокацию - рев автомобилей не самый лучший аккомпанемент для задушевной песни. Но через год народ с гитарами снова приехал на то же место, и фестиваль состоялся (а шикарная автотрасса, кстати, пустует до сих пор).


Айша жила, несмотря ни на что. В середине девяностых отошел от ее организации Стас Аршинов - знамя фестиваля подхватили другие руки. Правда, удержать планку на прежней высоте не удалось, но... За каждым спадом следует взлет. Начиная с 2001 года фестиваль уверенно пошел в гору. Аршинов вновь возглавил бардовское движение в Казани. Он перенес сроки проведения фестиваля с дождливого мая на конец июня, характерный устоявшейся погодой. Солнечный свет и энергия организаторов явно пошли Айше на пользу - каждый год увеличивалось количество зрителей, рос профессионализм выступающих, расширялась география участников и гостей фестиваля. В Айше звучали голоса Александра Розенбаума, Владимира Туриянского, Леонида Сергеева, Петра Тодоровского, Бориса Бурды, Андрея Козловского, Виктора Луферова.


В последние два года фестиваль de facto стал международным - почти сто городов России, ближнего и дальнего зарубежья делегировали в Айшу своих "поющих поэтов". Появилось еще одно интересное новшество - участники сами оценивали друг друга по "гамбургскому счету". Призы фестиваля вручались лучшим из лучших, действительно интересным, талантливым авторам. Без ложной скромности можно признать, что Айшинский фестиваль в последнее время почти достиг популярности Грушинского, считающегося "бардовской Меккой".


- Увы, чем выше уровень фестиваля, тем больше требуется затрат, - вздыхает Стас Аршинов. - Понятно, что невозможно организовать столь масштабное мероприятие на голом энтузиазме. В 2001 году еще могли "скинуться" несколько меценатов, и этих денег, хоть и со скрипом, хватало на проведение фестиваля. В прошлом году количество зрителей достигло 30 тысяч, в качестве гостей фестиваля приехали известнейшие барды страны (им надо платить приличные гонорары, оплачивать дорогу, обеспечивать во время выступления достойный уровень света и звука). Нам потребовалась помощь властных структур - и финансовая, и моральная. Трудно переоценить значение "административного ресурса" в подобном мероприятии. Однако сил и средств Зеленодольской администрации уже явно недостаточно, теперь фестивалю нужна поддержка на уровне республики. К превеликому сожалению, министерства и ведомства, от которых мы ждали этой поддержки, пока так и не повернулись к бардам лицом. Надеюсь, что это все же произойдет. Ведь если готовиться к "Айше-2006" серьезно и основательно, подготовку надо начинать уже сейчас. Или, по крайней мере, в сентябре - после празднования 1000-летия Казани.


Итак, организаторы решили не проводить нынешнюю Айшу - двадцать первую по счету - по банальной причине: из-за отсутствия финансирования. Вряд ли у кого-то поднимется рука бросить в них за это камень. А знаете, что было самым приятным в этой горькой ситуации? То, что люди все-таки приехали. Фестиваль состоялся - пусть негромко, камерно, просто как встреча старых друзей, но в этом был, пожалуй, свой неброский шарм.


Конечно, не было ни сцены с парусами, ни микрофонов, ни грома аплодисментов. Но даже в таком "секвестированном" виде фестиваль сохранил свои традиции, вплоть до вручения Гран-при. Правда, приз был всего один, и присужден он единственной песне-претенденту - тому самому гимну Айши, о котором шла речь в самом начале. Неугомонный Аршинов бросил клич, и за какой-то час совместными усилиями песня была выпестована и отшлифована. Непосредственное участие в процессе рождения "нетленки" приняли "живая легенда" Айши Валерий Боков, казанский "бог гитары" Виталий Харисов, а также группа примкнувших к ним энтузиастов. Исполнение авторами свежеиспеченного гимна запечатлел кинооператор Николай Морозов, тот самый, что ведет видеолетопись фестиваля на протяжении долгих лет. Кстати, уникальные кадры из его архива войдут в фильм о казанских бардах, который будет транслироваться на одном из местных телеканалов в преддверии юбилея Казани, тема Айши звучит там лейтмотивом.


Согласитесь, Айшинский фестиваль стоит того, чтобы о нем говорили, думали, писали, снимали кино. Ведь это не просто одно из ярких музыкальных событий, это прекрасный штрих к портрету нашей тысячелетней столицы, гордящейся своими культурными традициями.


...На следующий день все разъезжались по домам: собирали палатки, гасили костры. Искренне хотелось верить, что это не последняя Айша, а всего лишь небольшая передышка перед новым рывком.


Татьяна ЧЕРЕМНЫХ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости