Предвестник национального возрождения

Ценность монографии профессора Минахмета Сахапова "Вестник возрождения" прежде всего состоит в том, что ученый сумел впервые столь многоаспектно показать уникальность творческой личности Гаяза Исхаки, своеобразное понимание им хода истории, его оригинальные взгляды в национальном вопросе.


Исследователь считает, что практически вся прогрессивная татарская литература (особенно в начале ХХ века) во многом развивалась под идейно-художественным воздействием Г.Исхаки, что его творчество помогало татарским писателям "сохранять свое лицо" даже в условиях господства в стране тоталитарной системы.


На наш взгляд, весьма выигрышным в работе является то, что богатое литературное и публицистическое наследие Г.Исхаки рассматривается в контексте всей истории татарской литературы ХХ века. Это позволило четче определить роль татарской просветительской литературы XVIII-XIX веков в формировании раннего творчества Гаяза Исхаки, выявить национальное своеобразие его фантастической повести "Инкыйраз, спустя двести лет", наметить верные ориентиры для решения ряда проблем национального возрождения, правильно осмыслить основные тенденции идейно-художественной и эстетико-идеологической эволюции татарской литературы конца ХХ века.


Стремление видеть в развитии татарской литературы общее и особенное, что характерно для творчества Г.Исхаки, дало возможность автору сделать объективный анализ наследия писателя вплоть до середины 1950-х годов, показать основные принципы творческого метода и тенденции развития стиля литератора. Вполне правомерно выдвижение автором новых критериев в оценке литературно-критических, историко-публицистических работ писателя, существенно отличающихся от прежних исследований его творчества. Интересны наблюдения ученого о создании Г.Исхаки истинно национальных средств массовой информации, документальной публицистики, национальной драматургии. Подробно рассматривается роль Г.Исхаки как основоположника татарской реалистической литературы.


Обращает на себя внимание принципиальность, ясность оценок при анализе произведений, умение выбрать в каждом конкретном случае верный тон. Особенно это прослеживается в первой главе, где рассматриваются проблемы становления творчества Г.Исхаки до 1905 года в контексте татарской литературы того периода. Анализируя, например, повесть "Инкыйраз, спустя двести лет", автор справедливо считает ее своеобразным программным документом, отражающим мировоззрение и политические взгляды писателя. Только истинные сыны своего народа, каким был Г.Исхаки, могут так ратовать за искоренение негативных моментов в развитии родной нации. Читая приводимые в книге слова Г.Исхаки о возможном ее исчезновении, хочется вспомнить и высказывание замечательного сына мордовского народа Д.Надькина из его эссе "Будем ли собирать камни?", где он, как и татарский собрат по перу, предостерегает: "Одно, главное, последствие вполне предсказуемо: храм наш действительно рухнет". Минахмет Сахапов сумел дать верную оценку повести "Инкыйраз, спустя двести лет": "Это произведение явилось событием в татарской литературе начала ХХ века, круто изменило ее идейно-тематическую базу и заставило писателей той эпохи более серьезно задуматься над проблемой духовных потребностей народа и о его историческом пути".


Внимательно проанализировано автором художественное воплощение мотивов борьбы против "инкыйраза" в творчестве Г.Исхаки в период эмиграции, где им написано свыше десяти литературных произведений и несколько сот научных и публицистических трудов.


Нельзя не согласиться с мнением исследователя о том, что творчество Г.Исхаки - своеобразная психологическая энциклопедия татарского народа, что "каждое его творение - это уникальная композиционная архитектоника и галерея национальных психологических типов". Достаточно убедительны суждения автора и относительно отражения проблем национального возрождения в творчестве Г.Исхаки до 1917 года и об особенностях освещения этой проблемы в татарской литературе ХХ века.


Рецензируемая монография дает отчетливое представление о самобытном татарском писателе, который, отстаивая права татарского народа на самоопределение и восстановление национального государства в рамках единой федерации с Россией, был последователен и всячески боролся с противниками построения иного государственного образования. Он был сторонником мирного, конституционного решения межэтнических проблем на основе законности и уважения национальных чувств народов, населяющих Россию.


На мой взгляд, монографию М.Сахапова можно оценить как значительный вклад в дальнейшее развитие не только татарского литературоведения, но и литературоведения народов Поволжья и Приуралья в целом.


Андрей БРЫЖИНСКИЙ.
Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы
Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева,
академик Российской академии гуманитарных наук,
доктор филологических наук, профессор,
член Союза писателей России.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости