Всемирный день поэзии, пять лет назад учрежденный ЮНЕСКО и совпадающий с днем весеннего равноденствия, уже традиционно отмечается и в Москве. Не впервые на это ежегодное собрание представителей радикальной поэтической мысли получил приглашение и казанец Лоренс Иванович Блинов, о широте творческих интересов которого многие из нас наслышаны. Он композитор, поэт, педагог, философ... В частности, ему принадлежит ряд музыкальных и литературных произведений, отмеченных смелыми экспериментами в области формы, образно-смысловых структур художественного языка. В свое время именно такого рода эксперименты сделали его одним из ярких представителей казанского андеграунда, в том числе и поэтического. Сегодня же его имя хорошо известно не только в творческих, но и научных кругах. Он участник многих международных конференций, музыкальных фестивалей, а также ряда философских конгрессов и симпозиумов. Кстати говоря, его нынешняя поездка в Москву связана также с участием в работе четвертой междисциплинарной научной конференции "Этика и наука будущего", проходившей в Институте востоковедения Российской Академии наук.
- Лоренс Иванович, я знаю, что вы уже успели отчитаться о своей поездке перед так называемым "казанским философским собранием", которое регулярно собирается в картинной галерее Константина Васильева. И там свой "отчет" вы начали именно с научной конференции. А что в ней такого примечательного?
- Эта конференция была целиком посвящена проблемам, связанным с феноменом времени, - от космологии до "ритмокаскадов в истории". А мой доклад назывался так - "Становление реальности как процесс "овеществления" субстанциального времени". Идеи, изложенные в нем, уже достаточно известны благодаря регулярно проводимым в Казани научным конференциям, посвященным "геометризации физики", где я также неоднократно выступал с докладами.
- Признаться, по части су... суб-стан-циальности я феноменальный профан. Не возражаете, если мы сразу перейдем к поэзии?
- С удовольствием. Но хотел бы уточнить - к новой поэзии... Удивительно, но факт: несмотря на все перипетии нашей общественной жизни (по крайней мере, за последние 15 лет), как бы вопреки всему народилась и поднялась небывалая волна новой поэтической формации. Громко заявили о себе имена, которые еще недавно были известны лишь в узком кругу своих же поэтических собратьев. Эти крупнейшие ныне мастера поэтического слова не желали "манифестировать" свое творчество в эпоху безвременья, предпочитая безвестность торгашеской суете книжного рынка. Многие из них присутствовали и на вечере, посвященном Всемирному дню поэзии, который проходил в московской "Галерее А3" (ею руководит известный художник и поэт Владимир Опара). А начался он с того, что мы почтили память тех, кто уже ушел от нас, - Генриха Сапгира, Игоря Холина... Очень большая и совсем недавняя утрата - Дмитрий Авалиани, совершенно гениальный поэт, виртуоз поэтической строки. Незадолго до своей трагической гибели он оставил пророческие строки (в излюбленной им манере панторифмы, когда рифмуется каждая буква стихов): "Избыт и я// Из бытия...". А вот еще: " Вы шелестите, перья.// Выше лести - теперь я..."
- Честно говоря, никогда не слышала о таком поэте. Возможно, потому, что не считаю себя большой поклонницей жанра эквилибристики. Даже в цирке...
- Подобная поэтическая изобретательность - не самоцель, а способ наиболее адекватного выражения своего мироощущения, тончайших нюансов поэтического видения. И это было продемонстрировано на вечере многими авторами, главным достоинством которых (при всей изощренности словообразования) является предельная искренность творческого высказывания. Она проявилась и в изысканной утонченности и полифоничности поэтического строя Анны Альчук, и в предельной, порой шокирующей яркости светового потока строки, свойственной поэтессе, называющей себя Света Литвак. Это поэзия, образная система которой выстраивается на пересечении различных языковых культур, иногда весьма экзотических, как, например, язык "икшью-зфаутт". Один из авторов подобных стихооткровений (как он сам их называет) - Вилли Мельников, владеющий более чем 80 (!) языками и занесенный в связи с этим в Книгу рекордов Гиннесса.
На вечере был представлен самый широкий спектр поэтического письма. В том числе и та его часть, которая известна под названием палиндром - это когда строка читается не только слева направо, но и наоборот. Например, "невидим и дивен" (Д.Авалиани). Артистично прочел свои палиндромы поэт-исследователь Александр Бубнов. А крупнейший мастер палиндрома Елена Кацюба (кстати говоря, она из Казани, в свое время закончила факультет журналистики КГУ) представила фрагмент из своего двухтомного "Первого палиндромического словаря". А заправлял всем, был, так сказать, главным распорядителем вечера, известный поэт, доктор философских наук Константин Кедров, тоже, между прочим, казанец. В шестидесятые годы он окончил истфилфак КГУ и был одним из активных членов лит-объединения имени Луговского. Константин Кедров - автор множества поэтических сборников (среди них - знаменитый "Компьютер любви") и философских работ, создатель теории метаметафоры и теории метакода, которые в прошлом году номинировались на Нобелевскую премию.
На этом же вечере состоялась презентация шестого номера альманаха "Журнал ПОэтов", главным редактором которого является Константин Кедров. Поводом для нее стало также двадцатилетие создания Кедровым (совместно с Еленой Кацюба) известной литературной группы "Добровольное общество охраны стрекоз". В более расширенном составе презентация альманаха проходила через день в Русском ПЕН-клубе, куда я тоже был приглашен с чтением своей поэмы, опубликованной в этом альманахе.
- Чем еще запомнился вам нынешний День поэзии?
- На этот раз, к сожалению, на вечере не смог присутствовать Андрей Вознесенский, гастролировавший в США. Не было лауреата многих литературных премий, поэта и филолога Сергея Бирюкова, который не мог прервать свои лекции в университете имени Мартина Лютера в Германии, отсутствовали поэты из Франции. Но, несмотря на это, вечер получился настолько интересным, что и последующие дни, можно сказать, прошли под знаком Всемирного дня поэзии. Наше общение продолжилось в салоне "Премьера" при галерее "Зверевский центр современного искусства", в уже упомянутом ПЕН-клубе, в "Академии поэтов и философов" Наталии Нестеровой...
А вернувшись в Казань, я оказался во власти уже иной стихии - музыкальной. На следующий день здесь открывался VI Международный фестиваль современной музыки "Европа-Азия", в одном из концертов которого было намечено исполнение моего нового сочинения.
Беседовала
Ольга КРУЧИНА.