Явление Сююмбике

Зульфия РауповаОдним из лучших сочинений на II Всероссийском фестивале "Молодежные академии России", состоявшемся недавно в Казани, была признана симфоническая поэма "Явление Сююмбике" молодого композитора Зульфии Рауповой (на снимке). Выразительная, контрастная, несколько непривычная музыка волей-неволей отсылает к известным историческим событиям, возникает ощущение просмотра масштабного голливудского фильма о падении Казанского ханства. Заслуженный деятель искусств России, московский композитор, а по совместительству художественный руководитель фестиваля Александр Чайковский отозвался об этом произведении так: "Явление Сююмбике" понравилось мне своей вспыльчивостью и тем, что в наши времена, когда никто не заставляет, как раньше, непременно обращаться к национальной теме, Зульфия настаивает на ней, и довольно страстно".


В один из фестивальных вечеров мне удалось побеседовать с Зульфией Рауповой.


- Как все начиналось?


- Не могу сказать, что у меня сразу обнаружился какой-то яркий талант, но стремление оказаться в музыке было с самого детства. Началось все с музыкальной студии при Альметьевском музыкальном училище имени Фарида Яруллина. Первую вещь сочинила в восемь лет, это была музыкальная миниатюра на тему войны "Враги и Победа". Когда исполнила ее на родительском собрании, все были удивлены, никто сразу не поверил, что сочинила сама. После окончания музучилища поступила в Казанскую государственную консерваторию в класс композиции профессора Анатолия Борисовича Луппова. В качестве участников этого фестиваля были приглашены несколько аспирантов, в том числе и я.


- Чем тебя привлекла национальная тематика? Был какой-нибудь импульс?


- Долгие экскурсии по Кремлю, поездка в Булгар, где я увидела уникальнейшие памятники старины и стала свидетельницей археологических раскопок. Дух безвозвратно ушедшей высокоразвитой цивилизации, боль за утерянное культурное наследие народа не могли не вызвать у меня определенных эмоций. Еще один толчок - картины Фирината Халикова. Древняя Казань, история Казанского ханства, образ Сююмбике на его полотнах произвели на меня неизгладимое впечатление. Сююмбике - ключевая фигура для татарского народа. Мне хотелось написать свое произведение простым и доступным языком, чтобы представить его массовому кругу слушателей, не только музыкантам-профессионалам. Это вовсе не означает снижение культурной планки и буквальную стилизацию. В описании ханской Казани я сознательно упрощала музыку, в других же местах прибегала к некоторым современным средствам музыкальной выразительности.


- Твои чувства, когда слушала "Сююмбике" в исполнении Московского филармонического оркестра?


- Переживания последних дней, видимо, притупили чувства. На последних репетициях немного заволновалась, показалось, что надо увеличить темп, сказала об этом дирижеру. Александр Сладковский, профессионал высочайшего уровня, ответил: "Доверься мне, и все будет нормально!". Уже во время концерта, когда звучала "Сююмбике", временами не верила своим ушам, неужели моя музыка? Когда, страшно волнуясь, выходила на поклон, Александр Витальевич шепнул мне: "Вот видишь, а ты переживала...".


- Как ты относишься к музыке, так скажем, легкого жанра?


- Композитор должен быть универсален. Создавать одновременно качественное сочинение в легком жанре и высококлассную академическую музыку - несомненный показатель уровня мастерства и профессионализма. Сначала я для себя очень резко разграничивала: вот есть академическая музыка и есть эстрада. С годами я стала прислушиваться, поняла, что прикладная музыка тоже может быть очень интересной, оригинальной и необычной. Недавно предложила группе "Казан егетлэре" песню "Язгы хисляр" ("Весенние мотивы"), стихи к которой написала моя мама. Ребята обещали исполнить. Еще одну мою песню взяла Малика, две песни Лиля Хамитова, так что, может быть, Алла бирса, получится сотрудничество. Есть еще одна довольно оригинальная задумка - исполнить традиционные татарские религиозные песни с необычным составом оркестра. Хочу предложить это певице Джамиле из Финляндии. Знаю, что там есть диаспора. Видела телемост с финскими татарами, поняла, как им не хватает родного языка. Мы-то этого не ценим, потому что у нас есть среда, общение на родном языке, а там, мне кажется, все это воспринимается обостреннее.


- Ты родилась в Йошкар-Оле, жила в Альметьевске, теперь вот в Казани. Какой из этих городов можешь назвать своей "малой родиной"?


- Альметьевск. Там живут мои родители и сестра. Но и в Казани я чувствую себя достаточно комфортно, Казань мне нравится.


- Какой судьбы хотела бы пожелать своему произведению?


- "Явление Сююмбике" создавалось специально к 1000-летию Казани, конечным воплощением должно было стать хореографическое действо с костюмами и декорациями.


Была бы очень рада, если бы эта идея нашла поддержку у Министерства культуры и Комитета по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. Кстати, моей симфонической поэмой вроде бы заинтересовался Фуат Мансуров. Конечно, хотелось бы, чтобы у произведения была долгая сценическая судьба, но самое главное, чтобы оно находило отклик у слушателей, ведь в первую очередь я писала эту музыку для людей, писала с большой любовью и отдачей.


Руслан МУХАМЕДШИН.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости