Книга К.Хуснуллина "Мунаджаты и баиты" поднимает огромный пласт духовной культуры татарского народа, который в таком большом объеме и в таком качестве преподносится читателю впервые. Это обстоятельство вызвано тем, что данный жанр татарского фольклора из-за связи с религиозной идеологией игнорировался в период советской власти и потому не получил в свое время должного освещения. Между тем книга К.Хуснуллина красноречиво свидетельствует, что мунаджат как жанр оказался чрезвычайно разветвленным, вобравшим в себя не только религиозные воззрения татарина-мусульманина, но и его взгляд на сущность жизни и смерти, темы одиночества, сиротства, старости, призыва к терпению... Этим, возможно, объясняется долговечность, неистребимость мунаджата, который, несмотря ни на что, даже при советской власти бытовал в среде татар. Такое многообразие и богатство тематики татарских духовных стихов-мунаджатов обусловлено также его глубокими связями с поэтической культурой арабского Востока в лице лучших представителей, какими были Ахмед Ясави, Сулейман Бакыргани, Кул Гали, Сулейман и Мухаммед Чаляби, Мухамедъяр и ряд других авторов.
В течение многих лет, начиная с 60-х годов ХХ века, К.Хуснуллин участвовал в фольклорных экспедициях. Он побывал в очень многих областях и районах компактного проживания татар - от Среднего Поволжья до Западной Сибири.
Хочется заострить внимание на качестве музыкальных переложений мунаджатов, имеющих весьма сложный метроритм. Будучи композитором, К.Хуснуллин очень чутко подошел к определению их ритмического рисунка. Его нотная запись не ломает мелодико-ритмический рисунок речитативов, которые очень естественно укладываются в найденный композитором сложный размер. Иными словами, запись нотных образцов мунаджатов и баитов произведена автором книги в лучших традициях татарской музыкальной фольклористики, заложенных еще А.С.Ключаревым.
К.Хуснуллин является не только собирателем фольклора, но и организатором первых вечеров-концертов, посвященных исполнению мунаджатов, а также инициатором выхода в Москве пластинки с записями мунаджатов в исполнении народной артистки Татарстана Г.Сафиуллиной. Автор вынес на всеобщее обозрение богатые нетронутые залежи татарского фольклора, широко раздвинув горизонты нашего познания.
Роза ИСХАКОВА-ВАМБА.
Кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РТ.