В эти дни в Выставочном зале Союза художников РТ проходит персональная выставка Светланы Гарбузовой - одного из ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства республики, чьим творчеством восхищаются в Дели и Париже, Стамбуле и Исламабаде, Петербурге и Москве. Незадолго до открытия выставки, посвященной двадцатилетию творческой деятельности художницы, мне удалось побеседовать с ней.
- Светлана Юрьевна, почему вы избрали для себя профессию художника-прикладника?
- Безусловно, на меня повлияла мама (народный художник Татарстана Софья Даниловна Кузьминых. - М.И.), она просто живет своей работой. И когда я закончила десять классов, то решила стать художником-модельером. Поехала в Москву поступать в Технологический институт. Конкурс был очень большой, я сильно волновалась, но оказалась в числе принятых. Два года нас учили живописи, рисунку, графике, композиции, а историю искусств у нас вела дочь выдающегося искусствоведа Михаила Алпатова. На третьем курсе к нам в институт пришел Вячеслав Зайцев: он преподавал у нас композицию, и с его приходом мы воспряли духом. Это был 1978 год, тогда у Зайцева еще не было своего Дома моды - он "скитался" по Москве, и у нас в институте он создал студенческий театр моды. Мы придумывали модели, делали эскизы, сами кроили, шили и сами же выходили на подиум. Участвовал наш театр и в культурной программе Олимпиады-80, все десять дней мы выступали со своими моделями. Я показывала костюм с тарусской вышивкой: Таруса, Мстера, Нижний Новгород - центры старинных промыслов по вышивке. Техника тарусской вышивки очень интересна: каждую нитку перевивают, продергивают, отсчитывают клеточки, переплетают - получается красивая витая ажурная сеточка. Учили нас в институте и батику: мы расписывали ткани, шили из них модели - коллекции у нас были просто шикарные.
Вячеслав Зайцев - очень интересный и эрудированный человек, уникальный педагог. Он просто заряжает своей энергией, и к студентам относится как к друзьям. В 1982 году у него открылся Дом моды на проспекте Мира, и уже там, под руководством Зайцева, я делала дипломную работу. Единственная на курсе, я решила взяться за мужскую моду. Сделала комплект: блузон, свободный жакет, шарф и панама из вельвета и клетчатой шотландки. Зайцеву очень понравилось, комплекты (их было два варианта) быстро купили с выставки в Доме моды.
- Занимались ли вы кожаной мозаикой в институте?
- Кожаной мозаикой я увлеклась уже в Казани, поступив после института работать на кожгалантерейную фабрику модельером по сумкам. Кожаной мозаикой, аппликацией, тиснением очень много и с большой любовью занималась моя мама - и внезапно я тоже влюбилась в загадочные древние орнаменты, фактуру кожи. Ездила на фабрику национальной обуви в Арск, чтобы ознакомиться с этой техникой. До сих пор там работают вручную, как и век назад. Этот шов невозможно выполнить машинным способом: японцы, немцы пытались, но ничего не получилось. Это уникальная технология, ее ни у кого нет, кроме татарского народа.
- Как вы пришли к мысли о создании панно, картин в этой технике?
- В 1990 году я поехала на творческую дачу в Горячий ключ. Там я и задумалась: что еще, помимо сумочек и обуви, можно сделать в технике кожаной мозаики? В татарском народном искусстве ее применяли и в коврах... Тогда с кожей были трудности - достать ее было сложно, да и выбор цветов ограничен, преобладали белый, красный, черный, коричневый. Я начала со станковых мозаичных панно - триптиха "Возрождение" (его потом переименовали в "Сады Семирамиды"). Фонд "Туран" представлял работы художников Татарстана - живопись и прикладное искусство - на выставке в Стамбуле, и после этой выставки, в 1994 году нас пригласили принять участие в Международном фестивале искусства в Исламабаде (Пакистан). Встретили нас очень хорошо, фестиваль был великолепный. Зрители, участники, эксперты высоко оценили искусство Татарстана.
Затем, в 1997 году была Франция, международный салон антиквариата в Шато ля Ро. "Салон" поразил нас своим масштабом: Восток, Запад - все страны мира показывали потрясающие вещи, старинные и современные - мебель эпохи Людовиков, древние иранские ковры, саксонский и севрский фарфор, чудесные куклы, ткани, живопись - вплоть до французского шоколада. Мы познакомились с Еленой Фаберже - дочерью замечательного ювелира, она показывала его произведения, были там и работы Картье... Я убеждена, что художникам необходимо выезжать в другие страны, смотреть, сравнивать искусство мастеров - после этого начинается переоценка себя, приходят новые идеи...
- Готовитесь ли вы к 1000-летию Казани?
- Да. На конкурс сувенирной продукции к юбилею нашего города я сделала панно в технике кожаной мозаики, а также платок и шарфы с татарским национальным орнаментом в технике батика. Но до праздника целых три года, и еще есть время, а главное - желание попробовать себя в других видах и жанрах искусства, ведь творчество - это всегда эксперимент.
М.ИЛЬИНА.
На снимке: Светлана Гарбузова в своей мастерской.