
"Все более и более убеждаюсь в том, что мир прекрасен и гармоничен, что счастлив тот человек, кто может сохранить в себе это радостное ощущение и восхищение жизнью".
Искандер Рафиков, народный художник Татарстана, профессор.
Искусству Искандер Валиуллович Рафиков начал обучаться с 11 лет, а в 19 окончил Казанское художественное училище. Через своих учителей - Т.А.Фирсову, В.К.Тимофеева, С.А.Ротницкого, Н.А. Смирнова - соприкоснулся с традициями казанской живописной школы периода ее расцвета, в которых еще жила память о выдающемся таланте Н.И.Фешина. Затем Рафиков продолжил образование в Академии художеств в Риге. Латвийская живописная школа сформировала в художнике ясность и конструктивную логику композиционного мышления, декоративное восприятие цвета как носителя энергетики эмоционального переживания.
Этим принципам профессионализма Рафиков верен вот уже полвека. Сегодня его искусство так же свежо и полнокровно, как и в самом начале творческого пути, когда вчерашний студент дебютировал на выставке в дни Декады татарской литературы и искусства в Москве в 1957 году. С тех пор Рафиков ежегодно участвует в выставках всех рангов - от республиканских до международных, создал более 400 полотен, темы и сюжеты которых традиционны в хорошем смысле: картины о буднях жизни, натюрморты о дарах земли - цветах и фруктах, пейзажи о красоте Волги и Камы, весеннем дожде и цветущих яблонях. В это время в искусстве в стремительном калейдоскопе сменяли друг друга стили, направления, модные темы и тенденции. Но для художника они прошли как бы незамеченными, его творческая эволюция протекала совсем в иной плоскости: духовно-нравственное начало в жизни, устои народного быта. Стремление выразить и тем самым утвердить их средствами искусства - этому посвятил себя художник. В этом, если угодно, состояла его ангажированность временем.
Кажется, художник не отделяет себя от своих героев, и только искренность спасает его от банальности в таких полотнах, где сюжет, на первый взгляд, отсутствует - "Девчата", "По делам колхоза", "В гости", "Мать", - и от высокопарности тогда, когда он берется за историко-героические темы: "В дни войны", "Джалиловцы". К числу живописцев, ежедневно стоящих за мольбертом, Рафиков не принадлежит - он долго вынашивает образ, в бесчисленных эскизах выверяет рисунок, игру цветовых пятен, держащих прочную устойчивость и равновесие композиции. Он любит оттенки белого и голубого, красного и желтого, склоняя и зрителя полюбить землю, небо, солнце. Поэтому его живопись пленяет сразу и запоминается надолго. К тому же он переносит на полотно то, что хотя бы однажды пережил каждый: тихий праздник в душе от сверкания похрустывающего под ногами снега на чистой тихой околице ("В гости"), пронзительность голубизны речных далей, манящих бодрым предчувствием путешествий ("Голубые просторы"), ощущение незыблемости тепла и уюта родного дома, пока в нем есть мать ("Мать", "Родной язык"). Поэтому его искусство близко зрителю и любимо им - книги отзывов на выставках Рафикова всегда полны взволнованных откликов.
Бесхитростность сюжетов, свобода от какой бы то ни было конъюнктуры, широкий сочный мазок, лепящий форму лишь ему одному присущим импульсивным ритмом, - как необычно зазвучало это вдруг сегодня, когда художники, чаще всего избегая прямого диалога со зрителем, в большей степени заняты демонстрацией собственной художественной эрудиции и умения пользоваться изобразительной метафорой, символом, знаком. Но реальность всегда богаче любых фантазий, вопрос лишь в том, как претворить ее в искусство. Главенство натурных впечатлений в творческом процессе Рафикова и умение претворить их в большую картинную форму определяют традиционно-классическую основу его творчества и особое место в искусстве Татарстана второй половины ХХ века.
Психолог, умеющий наблюдать натуру, Рафиков наделен несомненным даром портретиста. В этом жанре он работает много и плодотворно. Среди его моделей люди разных профессий и возраста - механизаторы, учителя, студенты, доярки, строители, капитаны судов, спортсменки. Портрет-тип ("По делам колхоза") и многофигурная композиция ("Олимпийские чемпионки" - В.Никонова, О.Князева, Н.Гилязова), этюд с натуры ("Айнур") и исторический портрет ("Габдулла Тукай") - художник никогда не повторяет однажды найденного решения. Создание портретов творческих личностей - задача вдвойне сложная, выходящая за рамки передачи лишь портретного сходства. Для выражения масштаба творческой личности актеров Х.Абжалилова, М.Рахманкуловой, Г.Болгарской, композиторов Дж.Файзи, М.Музафарова, писателя Р.Мустафина художнику не понадобились артистические аксессуары и исключительность обстановки, психологическая глубина личности портретируемого передана целиком живописными средствами. Портреты кисти Рафикова - это убедительный историко-художественный документ, поэтому они приобретены не только Музеем изобразительных искусств, но и Олимпийским комитетом России, Татарским академическим театром им. Г.Камала, а также хранятся в частных коллекциях, отечественных и зарубежных (Голландия, Финляндия, Япония).
Закономерен в последние годы интерес Рафикова к родной истории, в которой он сумел найти собственные, близкие ему мотивы и образы: "Несгораемая царевна", "Сююмбике-ханбике", "Сююмбике на троне". Утонченно сложным, трепетным и нежным языком заговорила кисть художника, зачаровывая зрителя хрупкой красотой юности и царственности, непреклонности и мужественности одновременно. Как всегда художник точен и достоверен в деталях - в рисунке трона, фрагменте шамаиля, деталях костюма.
Женские образы в искусстве... Сколько блистательных примеров в череде веков! Но у Рафикова свой идеал, свое умение распознавать его черты в знаменитой актрисе и наивной девочке, в родных чертах своей матери и исторической личности, чей образ окутан легендами... Не случайно 20 произведений художника, посвященных женским образам, явились основанием для его выдвижения на звание лауреата Государственной премии РТ имени Г.Тукая. Он справедливо заслуживает этого высокого признания.
Творчество художника, народного не только по званию, но и по глубокому внутреннему побуждению творить для людей, выдержало испытание нашим непростым переломным временем.
Е.КЛЮЧЕВСКАЯ.
Кандидат искусствоведения.
На снимке: И.В.Рафиков.