
Позвонил приглашенный к участию в праздничном концерте друг Владимир Федотов, позвал меня и супругу в поездку в райцентр. Казалось бы, этот баянист-виртуоз не нуждается в особых, выражаясь по-современному, «презентациях». «Кто же его не знает?» – сказал о нем однажды знакомый баянист, сам обладатель многих почетных титулов. Но кажется, слова эти все-таки не относятся ко всем любителям музыки. Найдутся те, которые мало знают об этом ярком представителе исполнительского искусства.
Впервые увидев Владимира на телеэкране, слушая его, я был поражен техникой, артистизмом, удивительно эмоциональной манерой исполнения сложнейших произведений в его авторском переложении для баяна. Даже на расстоянии, посредством эфира, чувствовалось, как маэстро испытывает истинное наслаждение творимым им «аудиочудом». Захотелось послушать его без «технических посредников». Узнал телефон. Маэстро оказался удивительно отзывчивым, пригласил в Дом композиторов на сольный концерт.
Его исполнение в корне перевернуло мои представления о возможностях баяна.
Раньше думал, что для совершенствования исполнения на баяне существует какой-то предел, обуславливаемый мастерством музыканта, возможностями инструмента в его руках. Общение с виртуозом изменило и это мнение. Потом узнал, что Владимир Сергеевич Федотов в статусе профессора кафедры искусств народов Поволжья КФУ, не прекращая концертную деятельность, занимается подготовкой кадров, передает богатейший опыт и секреты исполнительского мастерства студентам и молодым музыкантам. Легко было встретиться, зная расписание его занятий. Стали дружить семьями.
Не берусь перечислять концертные залы, где выступал Владимир Федотов, их очень много. Ограничусь двумя: Дворец съездов СССР, Государственный концертный зал «Россия». Внушителен и список стран, где ему рукоплескали благодарные слушатели. Их десятки. Впечатляет и множество наград, почетных званий, которыми отмечены его заслуги в музыкальном искусстве: «Заслуженный артист Татарской АССР», «Народный артист Республики Татарстан», «Заслуженный артист Российской Федерации», лауреат Республиканской премии им. Мусы Джалиля, Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая.
Награды стали завоевывать и его питомцы-студенты. Интересно, что в конкурсах, где они участвуют, нередко в качестве их конкурента выступает и… сам наставник (в 2005 году на международном конкурсе в Италии был, пожалуй, уникальный случай, когда два солиста – учитель и ученик стали обладателями 1-й и 2-й премий соответственно).
Во время одной из встреч Владимир подарил мне два компакт-диска с записями некоторых его концертных выступлений. Один из них, под названием «Дустыма» ( «Другу»), посвященный 1000-летию Казани, содержит произведения татарских композиторов и собственные произведения маэстро. Кстати, в творчестве артиста татарская музыка занимает особое место. Многие творения видных татарских авторов, написанные для других музыкальных инструментов, Владимир перерабатывает для исполнения на баяне. Достаточно назвать «Матюшинские эскизы» Н.Жиганова, которые зазвучали в его руках по-новому.
Поражает его тонкое понимание нюансов татарских народных мелодий. Неспроста это. Уверен, что немалую роль в творчестве Владимира играет и его супруга – певица Флера ханум Аглямова, известная людям моего поколения как солистка оркестра кинематографии ТАССР. Именно ей мы обязаны тем, что в дублированном на татарский язык кинофильме «Разные судьбы» песни на музыку А.Эшпая прозвучали на татарском языке. В дальнейшем она стала известна в качестве талантливой солистки Государственного ансамбля песни и танца ТАССР. Там и слились, как говорил друг-поэт, два чудесных творческих потока в единую реку жизни.
Во время учебы на дневном отделении в консерватории Владимир работал баянистом народного хореографического ансамбля «Ровесник» в ДК профтехобразования. Некоторые композиции, сочиненные им, относятся именно к этому периоду его творчества. А однокашники наградили его (это многого стоит) титулом «Паганини баяна». Я же лет двадцать назад назвал его человеком, рожденным с гармонью в руках, зная, что главная «вина» его отца была в том, что именно он привил сыну любовь к гармони, будучи сам известным гармонистом в округе.
Владимир по своему творческому масштабу настолько широк, что охватил музыкальные богатства не только русского и татарского, но и многих других народов. Второй компакт-диск, названный «Чарующие звуки баяна», убедительно подтверждает это. Меня поразило, что там была и знаменитая «Рио-Рита», которую я впервые слушал еще в 1949 году, многократно прокручивая единственную у нас грампластинку, полученную в качестве приложения к патефону. Им был награжден наш отец за хорошую работу. Во время исполнения в обеденный перерыв весной 2009 года «Рио-Риты» в цехе одного предприятия я видел, как работницы (вся «аудитория» слушала баяниста стоя) пританцовывали под нее. Чуткий музыкант обратил на это внимание, подошел к ним и под завершающий аккорд преклонил колено… Эффект был потрясающий. Такому свободному «маневрированию» способствовало и то, что беспроводной микрофон у Владимира был вставлен в корпус баяна. И здесь наш виртуоз был в числе пионеров (сейчас микрофоны вставляют в корпуса многих музыкальных инструментов).
Во время концерта, о котором говорилось в начале моего рассказа, Владимир выходил на сцену дважды. Два крупных произведения под общим названием «Легенда» были построены на двух различных темах. Первая основана на татарской народной мелодии «Тэфтиляу». Музыкальные фразы, которые мастер (в строгом концертном костюме) озвучивал, рождали сцены трагической истории народа. Сердце сжимается при таком непривычном звучании баяна. Вторая легенда, «Пьяццолламания», является для виртуозов – мастеров баяна и аккордеона – оселком для самооценки мастерства. Мне довелось слушать похожее произведение в исполнении известного баяниста и композитора Владимира Зубицкого. Осмелюсь утверждать, что здесь «наш» Володя превзошел самого себя.
Второй раз мастер предстал перед слушателями в совершенно ином облике, в другом костюме. Это был уже бурлящий вулкан – фантастическое сочетание музыканта, танцора и имитатора в одном лице. Он «помогал» своему послушному баяну и телодвижениями, и голосом, превращаясь с ним в единое целое. Создавал даже эффект шума толпы на карнавале, веселящейся на площади под фантастическую бурлящую музыку. Одним словом, каждое очередное произведение Владимира воспринимается как новая грань «ФФ». Такой аббревиатурой я обозначаю «феномен Федотова» – феномен личности, феномен юного душой человека.
Надеюсь, что «наш» Володя долго еще будет удивлять благодарных слушателей своими чарующими, омолаживающими выступлениями.