Жилищная реформа: хотели как лучше...

Да, бессмертная фраза Виктора Степановича Черномырдина "Хотели как лучше, а получилось как всегда" очень подходит к затеянной накануне отопительного сезона реформе жилищно-коммунального хозяйства в Казани. "Революция" свершилась 30 июня текущего года после подписания главой администрации столицы К.Исхаковым постановления № 1380. Возможно, прежняя организация жилищно-коммунального хозяйства, предусматривавшая существование районных трестов с собственными производственными базами, и была несовершенной. Иначе зачем было бы ее реформировать? Однако то, что получилось в результате трансформации ПТЖХ в ДЕЗы, вообще ни в какие ворота не лезет.


Исходно предполагалось, что все беды нашего жилищно-коммунального хозяйства, как, впрочем, и всего народного хозяйства, проистекают от всепроникающего государственного монополизма. Вот и районные ПТЖХ вели себя, как монополии, потому что жильцам обратиться со своими бедами, кроме как в эти тресты, было некуда. А тресты сами себе заказывали работы, сами же выполняли и сами оплачивали их из государственных дотаций и средств, собранных с населения. Понятно, что такая "замкнутость" всего цикла не способствовала целевому расходованию средств. В итоге жилой фонд десятилетиями не ремонтировался, а чиновники районных администраций разъезжали на служебных машинах, состоящих на балансе жилтрестов.


Создание дирекций единого заказчика (ДЕЗов) как раз и ставило цель разомкнуть этот порочный круг. Предполагалось, что ДЕЗы станут посредниками между населением и исполнителями по предоставлению коммунальных услуг. При этом они смогут привлекать исполнителей на конкурсной основе, выбирая тех, кто лучше делает и меньше берет. И таким образом должна возникнуть конкурентная среда, повышающая качество услуг и снижающая их стоимость.


Но конкурентная среда за один день возникнуть не может. К тому же если для уборки дворов или ремонта крыш еще можно привлечь какие-нибудь семейные бригады вместо автономных некоммерческих организаций (АНО) "Жилсервис" (бывших производственных баз ПТЖХ), то совсем по-другому обстоят дела со снабжением жилых домов газом, водой, теплом и электроэнергией. Производители этих услуг мгновенно почувствовали на себе "эффективность" проводимых городской администрацией преобразований.


К примеру, если накопленная за много лет задолженность жилищников по электроэнергии на 1 января 2001 года составляла чуть более 99 миллионов рублей, то всего за 9 месяцев текущего года она выросла почти в полтора раза и достигла 146,6 миллиона. Причем и спросить-то, получается, не с кого. До начала преобразований у энергетиков существовало 11 договоров на снабжение электроэнергией жилых домов с жилищными организациями Казани и 9 договоров на электроснабжение объектов, приравненных к промышленным, то есть баз ПТЖХ. Теперь от ПТЖХ, кроме долгов, ничего не осталось. Все имущество роздано сорока АНО "ДЕЗ" и девяти АНО "Жилсервис". Для жилищников получилось очень удобно. Юридически по договорам ответчиками являются ПТЖХ, но взять с них нечего. А ДЕЗы новые договора заключать не спешат. В результате, хотя энергетики и выигрывают в массовом порядке арбитражные иски у жилищников, исполнение таких судебных решений - дело очень непростое. А безнаказанность порождает безответственность. Вот долги и пошли круто в гору.


К тому же сильные сомнения вызывает госрегистрация ДЕЗов в качестве автономных некоммерческих организаций - по сути дела, частных предприятий, которым безвозмездно передано государственное имущество. Юристы "Татэнерго" намерены опротестовать регистрацию ДЕЗов в суде. При этом ходят упорные слухи, что ДЕЗы из АНО могут быть преобразованы в МУПы - муниципальные унитарные предприятия.


Уже четыре месяца сохраняется нестабильность в отношениях между энергетиками и жилищниками, и непонятно, сколько времени она еще продлится.


Конечно, судебные разбирательства - один из способов цивилизованного разрешения противоречий. Но и этот способ, как видим, порой дает сбои. А нормального делового сотрудничества между жилищниками и энергетиками нет. Хотя администрация Казани в целом свой долг перед энергетиками и признает, но конкретная работа по реструктуризации этого долга всячески тормозится. Акты сверки долгов не подписываются.


Жилищники соглашаются только с той суммой долга, которую они сумели взыскать с населения и неизвестно куда потратили. Но реально-то им было отпущено электроэнергии гораздо больше, что фиксируется счетчиками "Энергосбыта". "Зазор" между цифрами энергетиков и жилищников возникает по целому ряду как объективных, так и субъективных причин.


Во-первых, так и не найдено эффективных способов работы со злостными неплательщиками. А какой же нормальный человек будет платить, если есть возможность не платить?


Во-вторых, почти 30 процентов потребителей обходятся без приборов учета. ДЕЗы начисляют им плату по социальным нормативам, установленным несколько лет назад, которые намного ниже реального потребления. И новой бытовой техники появилось много, и просто жизнь без счетчика не стимулирует экономию.


В-третьих, имеющиеся счетчики безнадежно устарели морально, а большинство из них изношены и физически. А в старом счетчике колесико крутится чем дольше, тем медленнее. В итоге недоучет расхода может достигать от 60 до 80 процентов.


В-четвертых, даже с имеющихся счетчиков показания порой не снимаются годами. То ли людей у жилищников мало, то ли просто лень по квартирам ходить. Вот и заносятся в журналы учета из года в год одни и те же цифры. А потребление электроэнергии между тем растет.


В-пятых, велики потери во внутридомовых сетях из-за их плохого обслуживания.


И в-шестых, жилищники вообще кивают на городскую расчетную палату. Дескать, деньги собирает она, так с нее и требуйте все, чего вам не хватает. Но что может поделать бухгалтерская организация со всеми вышеперечисленными "во-первых", "во-вторых", "в-третьих"...?


Решать перечисленные проблемы можно только вместе. Скажем, сейчас энергетики предлагают жилищникам комиссионные за успехи на фронте борьбы с неплатежами. Собрали, к примеру, 80 процентов полагающихся денег - получите 1,5 процента комиссионных. Собрали 90 процентов - получите три. И так далее. А уж эти деньги можно и своим сотрудникам раздать, чтобы они лучше работали с населением, и использовать для судебно-претензионной работы с неплательщиками.


Или взять такую проблему, как ведомственные сети. Ряд предприятий не спешит передавать ведомственный жилой фонд и соцкультбыт в муниципальную собственность только из-за того, что защищается ими от угрозы отключения за неплатежи. Дескать, отключите нас - отключите и жилье, и детский сад, и поликлинику. Конечно, с этим безобразием надо кончать - сети передавать энергетикам, а жилье - городу. Но сделать это можно опять-таки только совместно.


Или возьмите замену счетчиков. В Казани на нее требуется 18 миллионов рублей. Так почему бы городу, имеющему гигантскую задолженность перед энергетиками, не взять на себя эти расходы? Срок переоснащения в таком случае мог бы резко сократиться. И в домах нужны новые конструктивные решения. Чтобы счетчики были доступны для съема показаний, но защищены от умышленной порчи.


За какую проблему ни возьмись, везде решения лежат где-то на стыке интересов жилищников и энергетиков. Но, реформируя ЖКХ, администрация города не сочла нужным хотя бы проконсультироваться с энергетиками. Их просто поставили перед фактом, добавив тем самым к массе имеющихся проблем еще и кучу новых.


И, конечно же, нужны в этой сфере новые правовые нормы. Масса неувязок и нестыковок возникает из-за того, что в целом страна у нас становится на рыночные рельсы, а энергия все никак не может стать товаром, как и в советские времена, оставаясь одной из "социальных гарантий". Энергетические неприятности прошлой зимой в ряде российских регионов как раз и стали следствием этой дисгармонии. Следует ли нам в Татарстане дожидаться подобных неприятностей?

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости