«Мы и 11 еле выносим!»: родители и учителя в Татарстане против 12-летки в школах

Перейти на 12-летнее обучение в школах и отправлять детей на учебу с шести лет предлагают в Общественной палате РФ, мотивируя это тем, что для усвоения нынешней сложной программы 11 лет мало. Как выяснила «РТ», педагоги и родители в Татарстане не оценили инициативу. Дескать, у школ не хватит учителей и помещений, а у мам и пап – нервов.

«Мы и 11 еле выносим!»: родители и учителя в Татарстане против 12-летки в школах Юлия Бидун / «РТ»

«ВЫРАСТИМ ПСИХОПАТОВ»

Реформу школьного образования предложил на днях заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. По его словам, объем знаний, которые приходится постигать школярам, растет с каждым годом и не умещается в 11-летнюю программу. 

– Такие решения принимать поспешно нельзя, ко всему, что касается детей, нужно подходить очень тщательно. Вопрос нужно очень серьезно обсуждать, анализировать, учитывая и состояние здоровья детей, и количество учителей. Сейчас пойти в школу в 6 лет нельзя, на момент поступления ребенку должно быть минимум 6 с половиной, – отметила зампредседателя Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Ирина Терентьева 

Родители школьников оказались более категоричны в формулировках.  

– Мы тогда просто психопатов из детей вырастим! Нынешние 11 лет в школе и дети, и родители и то с трудом выдерживают.  Насколько я помню, 11-летнее обучение раньше вводили для того, чтобы освободить детям субботу. Но в итоге у нас 11 лет и шестидневка, а сейчас выясняется, что и этого не хватает! – возмущается мама казанского восьмиклассника Татьяна Череватая. –  Если программа перегружена какими-то непонятным предметами, которые никому не нужны, если детей заставляют участвовать то в одном мероприятии, то в другом, конечно, они ничего не будут успевать. Отстаньте от детей! Должен быть костяк базовых предметов, а все остальное ребенок доберет сам, согласно своим увлечениям. 12 лет – однозначно перебор, мы и 11 еле выносим! 

– То, что школьники перегружены, ни для кого не секрет. Первый путь для того, чтобы их разгрузить, нужно в первую очередь уменьшить количество второстепенных предметов, убрать внеурочку, навести порядок с программой и учебниками. А то, помню, дочка во втором классе открыла учебник по английскому, а там тексты, которые надо читать и переводить. Тексты-то простенькие, вот только алфавит еще не пройден, ведь изучение иностранного языка в российских школах официально начинается со 2 класса, а  учебник явно был рассчитан на второй год изучения английского, – привела пример из жизни мама  девятиклассницы Рая Демидова. –  Второй способ уменьшить нагрузку – увеличить сроки обучения. Правда, боюсь, что под эту дудочку захотят впихнуть в обязательную программу  еще больше предметов – какое-нибудь «семьеведение» или «финансовую грамотность». 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ БЫЛИ В 1980-Х

Директор лицея №2 Бугульмы Геннадий Иванов в беседе корреспондентом «РТ» вспомнил, что эксперимент с изменением возраста первоклассников проводили в СССР в начале 1980-х. И признали его неудачным – был сделан вывод, что шестилетки физиологически и психологически не готовы сидеть за партами.

 – В 1987 году в качестве эксперимента была сделана попытка перехода с 10-летней на 11-летнюю систему образования. В отдельных школах, в том числе и нашей, было организовано 4-летнее обучение в начальной школе, при этом в первый класс принимали детей с шести лет. В школах обустраивали классы со спальными местами, игровыми комнатами, все это требовало дополнительных затрат, перестройки методической работы начальной школы, – вспоминает директор. – Параллельно комплектовались классы для обучения по трехлетней программе начальной школы, и мы видели, что продолжительность обучения незначительно отражалась на итоговой подготовке детей. А родители стремились оставить детей в детсадах еще на год, чтобы они учились по трехлетней программе. В итоге начальная школа осталась трехлетней, а общий срок обучения – десятилетним. А в 2011 году Минобразования РФ ввело 11-летнее обучение, которое действует поныне: 4 года занимает обучение в начальной школе (в первый класс детей рекомендовано брать с семи лет), 5 лет – в основной и 2 года – в старших классах. Я думаю, система общего образования должна развиваться, нужно создавать различные модели обучения, но обязательно с учетом целесообразности, востребованности обществом, родителями, а также финансовых и кадровых возможностей.  

«УМНЫЕ РОДИТЕЛИ ДО  7 ЛЕТ НЕ ОТДАЮТ» 

Замдиректора по учебной работе Тетюшской школы №1 им. Героя Советского Союза П.С.Ханжина Светлана Гисматуллина однозначно заявила, что отдавать ребенка в школу в 6 лет рано.  

– Даже, если ребенку исполняется семь лет в ноябре-декабре, то  эти два-три месяца в этом возрасте имеют большое значение, – уверяет завуч. –  Умные родители, которые заботятся о своих детях, не отдают их в первый класс до достижения полных семи лет. Даже семилеток усадить за парту очень сложно, они хотят поиграть, что уж говорить о шестилетках. 

По мнению Гисматуллиной, 12 лет в школе – это слишком, нынешняя программа и прекрасно укладывается в 11 лет. Да и где взять учителей для еще одного года обучения, которых и так не хватает? 

– Нужно возрождать систему педагогического образования. Например, у нас в Тетюшах было очень хорошее педагогическое училище, теперь там колледж гражданской защиты. В итоге в нашем районе теперь просто негде выучиться на педагога, – посетовала замдиректора школы.

ТОШНИТ ОТ ШКОЛЫ

Детский психолог Юлия Абязова, пережившая школьную пору двух своих детей, однозначно считает, что начинать учебу в шесть лет не стоит, равно, как и учиться на год больше. 

– По психологическим показателям ребенок в 6 лет еще не способен выдерживать  стационарные нагрузки. У большинства детей моторика не готова, зрительно-пространственное восприятие не до конца сформировано, а это важно, ведь в школе жесткие требования к почерку, оформлению тетрадей. К тому же сейчас в разы больше гиперактивных детей, детей с речевыми задержками. Если ребенок изначально не готов к школе, то и дальнейшее обучение страдает, он еле-еле переходит из класса в класс, у него нет мотивации, ему сложно. Какой смысл тогда раньше начинать? – задается резонным вопросом психолог.

По словам Абязовой, к ней на прием часто приводят детей, начиная с третьего класса, с отсутствием мотивации к учебе. Дети не понимают, для чего им ходить в школу или на определенные предметы, а родители плачут, что не могут заставить своих чад делать уроки.  

– Доходит до того, что у детей начинаются психосоматические проблемы: головные боли, тошнота, рвота. А ведь по природе должно быть иначе. Познавательная составляющая ребенка настолько сильная, что она сама должна его мотивировать узнавать новое, стремиться к знаниям. Судя по всему, все учителя способны заинтересовать детей, на уроках не хватает креативной составляющей, с учетом современного мира, нынешних реалий. Дети сейчас сильно меняются, а система за ними не поспевает. Ребенка недостаточно хвалят за то, что у него отлично получается и ругают за провалы, от этого заваливается мотивационная часть. Учеба – это деятельность, и не все в ней успешные. Продлевать эту неуспешность для ребенка еще на год, когда он формируется как личность, мне кажется, критично. В свою очередь успешным ученикам нет смысла проводить лишний год в школе, им нужно двигаться дальше, – подытожила психолог. 

образование школы
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости