Нияз Сафин – руководитель направления БПЛА филиала Центра военно-спортивной подготовки «ВОИН» в РТ. О разновидностях дронов, возможностях каждой модели, системах управления ими и способах запуска он знает практически всё и делится знаниями со старшеклассниками и студентами.
ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА НЕ НУЖНА
– Нияз, после атаки беспилотников на Казань в декабре прошлого года прозвучали сомнения, что смертоносные дроны прилетели к нам с Украины, а не откуда-нибудь из соседних регионов. Дескать, уж слишком большое расстояние. Однако специалисты тогда заверили, что из леса или с поля такой дрон-камикадзе не запустишь, ему нужна взлетная полоса, и БПЛА были запущены с украинской территории. Вы тоже так считаете?
– Да. В том первом нашумевшем случае, когда БПЛА атаковали ЖК «Лазурные небеса», они однозначно прилетели с Украины. Это были большие беспилотники самолетного типа «Лютый», с размахом крыла почти семь метров, которым требуется для запуска взлетная полоса. Тогда, в 2024 году, также высказывалось предположение, что в полетном задании этих БПЛА не учли, что на пути следования этих дронов к намеченной цели – стратегически важному объекту недавно построили высотки. Противник якобы не успел внести их в карту полета, мол, потому беспилотники и врезались в «Лазурные небеса и в «Манхэттен» как в неожиданное препятствие. На самом деле это не так. Разведданные ВСУ передаются со спутников западных стран в режиме онлайн. Что, спутник не заметил этих высоток? Офицеры НАТО разглядывали старые карты времен СССР? Нет, это сработал наш комплекс защиты от БПЛА. Специалистам удалось сбить настройки, геолокацию «Лютого» и он отклонился от маршрута. Да, к большому сожалению, он врезался в жилое здание, но до важного стратегического предприятия в итоге не добрался и свое задание не выполнил.
Фото: предоставлено Ниязом Сафиным
– За минувший год многое изменилось, и теперь не только обыватели, но и эксперты высказывают версии, что дроны-камикадзе могут запускать из российских регионов. Нашумевший июньский случай в Иркутской области – беспилотники вылетали прямо из фуры, которая стояла на парковке. В сентябре самарские таможенники нашли в «газели», которая направлялась из Казахстана в Башкирию, 34 дрона в разобранном виде. Есть риск, что такая фура или «газель» заедут на территорию Татарстана?
– Конечно, он существует и к этому надо быть готовыми. В отличие от БПЛА «Лютый», которому нужна взлетная полоса, существуют модификации дронов, которые можно назвать уменьшенной копией «Лютого». Они тоже самолетного типа, но если у «Лютого» размах крыльев – шесть с лишним метров, у этих – примерно полтора метра и запускать их гораздо проще. Дальность полета у мини-«Лютого» – 5-7 километров, он может нести до 10 кг боезаряда.
– Какие разрушения может причинить такое количество взрывчатки?
– Разнести половину многоэтажки, например.
МОЖНО НАПЕЧАТАТЬ НА 3D-ПРИНТЕРЕ
– Судя по сообщениям СМИ, на постах ГАИ при досмотрах автомобилей находят дроны не только в собранном, но и разобранном виде. Насколько легко собрать БПЛА?
– В том-то и опасность, что они легко разбираются и потом так же легко собираются. Более того, все части корпуса мини-«Лютого» можно изготовить на 3D-принтере и времени на это потребуется совсем немного.
– Для запуска такого БПЛА нужна катапульта или другое приспособление?
– Нет. Такой дрон легко отправить в полет просто с рук, вы наверняка видели в телесюжетах с СВО, как это делается.
Фото: предоставлено Ниязом Сафиным
– Кроме уменьшения моделей дронов и облегчения их запуска, какие еще опасные тенденции прослеживаются в использовании БПЛА нашим противником?
– Применение обычных телефонных сим-карт для управления полетом БПЛА, это недавняя «фишка». Такой беспилотник летит по маршруту по сигналам, полученным со вставленной в него сим-карты, которая, как обычный сотовый телефон, непрерывно поддерживает связь с вышками операторов мобильной связи. Этот БПЛА летит, обходя населенные пункты, на высоте не выше 100 метров, прижимаясь к изгибам поверхности и средства радиоэлектронной борьбы его не «видят». Нашим ответом на эту угрозу стало приглушение мобильной связи и интернета.
– Эта мера создает неудобства для населения. При этом ряд экспертов высказывают мнение, что «глушилки» всё равно не защищают от дронов в полной мере.
– Если бы всё работало без ограничений, как прежде, у противника было бы гораздо больше шансов использовать мобильную связь и интернет против нас. Сейчас мы заметно сузили для него эти возможности. Так что всем нам пока придется потерпеть.
– Недавно к охране стратегических предприятий от БПЛА подключили резервистов, которые будут нести вахту с оружием в руках. Какое оружие, по-вашему, предпочтительнее использовать для стрельбы по дронам?
– Опыт СВО показывает, что лучше всего для этих целей подходит охотничье ружье с дробью. Парни пробуют и другие варианты, например, ружья со специальными патронами, из которых при соприкосновении с дроном вылетает сетка, опутывающая его, и беспилотник падает. Но старый добрый дробовик пока остается на первом месте по эффективности.
ГОЛУБИ-ДРОНЫ: ХИЧКОК ОТДЫХАЕТ
– На днях российские ученые из «Сколково» представили разработку из ряда фантастики – голубь-биодрон с вживленным в мозг чипом. Разработчики заявили о мирном применении таких киборгов – экологический мониторинг, поисковые операции. Однако стоит представить, что биодроны будут использоваться в военных целях, как фильм Хичкока «Птицы» покажется детской сказкой. Как оцениваете новость из мира науки?
– Новость о биодронах действительно произвела неоднозначное впечатление. Если представить, что птицы будут использоваться для атак, то это гораздо опаснее обычного БПЛА. Кто может подумать плохо о сизокрылых, которых мы в обычной жизни даже не замечаем?.. Однако вживление птицам, животным чипов, посредством которых человек сможет ими управлять, – удовольствие очень, очень дорогое. Да и результаты эксперимента пока еще толком неизвестны. Удастся ли в итоге оператору голубя-дрона на самом деле им управлять? Подчинится ли мозг птицы командам извне? Это пока остается под большим вопросом.