ОТКРЫТИЕ ЗООБОТСАДА, СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА ЛАМПОЧКИ
5 сентября 1925 года номер «Красной Татарии» [так раньше называлась газета «Республика Татарстан»] открылся поздравлениями в честь 200-летнего юбилея Всесоюзной Академии наук. Казанская секция научных работников горячо пожелала Академии наук СССР и в наступающем третьем веке ее существования столь же блестящей деятельности, каковую она проявила за истекшие 200 лет. Казань дала Академии наук таких ученых, как Александр Бутлеров, Николай Зинин, Василий Имшенецкий, Василий Васильев.
В начале сентября 1925 года в нашей газете было много статей о начале учебного года в городских и сельских школах. На одном трогательном снимке запечатлена маленькая девочка в платке. Она сидит за партой и тянется перьевой ручкой к чернильнице, чтобы выполнить урок учителя. Подпись гласит: «по советскому букварю научилась».

В середине 20-х годов в Казани возрождался Ботанический сад, который сильно пострадал в суровую зиму 1921года – тогда не было дров, чтобы его отапливать, и почти все экзотические растения замерзли. Но уже к 1926 году усилиями студенческого научного кружка «Любители природы» при университете Ботанический сад был открыт для посетителей. Параллельно с этой работой в городе создавался Зоологический сад. Небольшой зоопарк открылся 8 ноября 1925 года во дворе Центрального музея (ул. Чернышевского), в нем было представлено 54 экземпляра млекопитающих и птиц. И только в 1931 году решением Казгорисполкома ботанический сад и зоопарк объединили в единое учреждение культуры. Наша газета опубликовала фоторепортаж накануне открытия Казанского зооботанического сада – на снимках можно увидеть разных птиц и зверей.

Около Казани в 1925 году стоял цыганский табор, и фотокорреспонденты «Красной Татарии» его посещали – на странице газеты выходили отдельные снимки и целые фоторепортажи о быте цыган. На одной из фотографий маленькая кудрявая девочка сидит в тазу (ее, видимо, мыли), улыбается и показывает пальцем в нашего фотографа. На другом снимке смешанный хор готовится исполнить цыганскую песню. У двух мужчин и одного подростка в руках гитары.
«Умирающий табор» – под таким заголовком в нашей газете вышла статья корреспондента Д.Фибиха о цыганах. Автор изображает типичную сценку, как цыганки гадают молодому человеку: «Ты – счастливый, ты удачливый, дай ручку – вся правду скажем. Не за деньги – рупь за правду дать ничего не стоит. За глаза твои приворотные, красавчик мой...».
Автор писал и о романтике белогвардейского времени. Когда тройки несли пьяных офицеров в кабинеты ресторанов, а цыгане пели под гитары про «очи чёрные» и всё, что богатые клиенты закажут. Цыгане были атрибутом широкого российского разгула от красавца екатериниских времен Григория Орлова до косматого Гришки Распутина при последнем императоре России Николае II. Желающих ознакомиться с российским фольклором иностранцев после ботвиньи и водки непременно звали на медвежью охоту и к цыганам.

По замыслу автора статьи после революции этот разгул умирает, как и цыганские таборы. Да, в казанских пивных всё еще ходят цыганки в пышных юбках и поют: «Эх, раз, еще раз! Еще много, много раз». Но табор уже знает о комсомоле, вступает в профсоюз. В прадедовский, седой быт табора современная жизнь вгоняет крепкий клин. И увидеть на загорелой цыганке пионерский галстук – вовсе уже не диковинка. Молодые цыгане организовали Союз цыган, проживающих на территории РСФСР. И «младоцыгане» объявили войну кочевничеству, гаданию, попрошайничеству – всему тому, что было основой табора. Они объявили бой и безграмотности. Советское государство шло навстречу раскрепощающемуся от вековых навыков табору.

Весной 1925-го года в Казани по инициативе Суконно-Слодобского райкома РКП(б) был создан сад «Спартак» – к организации привлекли союзы кожевников, швейников, текстильщиков, пищевиков, строителей, деревообделочников и паевое товарищество «Нарпит». Однако эти общества были бедными и средств на создание места отдыха не хватало. Было даже создано членство сада, в которое вошло 300 человек. Совместными усилиями организовали воскресники, высаживали деревья в саду. Появилась библиотека с читальней, в которой было до трех тысяч томов. В саду «Спартак» работали хоровой и музыкальной кружки, а также восемь спортивных клуб. На снимке в нашей газете запечатлен кегельбан в зоне отдыха – мужчина бросает шар по дорожке, чтобы попасть в кегли.

Главэлектро сообщило через нашу газету, что снижены цены на электролампы. Так цена 16-свечной лампочки на 120 вольт упала с 85 копеек до 65 копеек, а на лампочки на 220 вольт – до 78 копеек. На наркоматы внутренней торговли и внутренних дел союзных и автономных республик возложен надзор за соблюдением этикетных цен на товары.
В «Красной Татарии» в уголке юмора печатались карикатуры, а также шарады, шахматные и шашечные задачи и ребусы. На одном из рисунков мальчик и девочка – оба в пионерских галстуках – смотрят на портрет выдающегося русского ученого, академика Михаила Ломоносова. Далее приводится их диалог: «Это Ломоносов – пионер русской науки». – «Какой же он пионер: без галстука и без барабана».

Татреклама обещала предприятиям и организациям приезд газеты «Красная Татария», сотрудники которой дешево и изящно изготавливают вывески, щиты и плакаты. Новая экономическая политика (сокращенно НЭП) – проводилась в СССР до 1928 года. Поэтому в середине 20-х лозунг: «реклама – двигатель торговли» был актуален.
БОРЬБА ЗА УМЫ И НРАВЫ МОЛОДЫХ

Широко освещался в нашей газете визит в Казань врача, народного комиссара здравоохранения в правительстве РСФСР Николая Семашко. Под его руководством была создана национальная система здравоохранения, получившая его имя. Она обеспечивала бесплатными медицинскими услугами всех граждан. Большая работа шла по пропаганде социальной гигиены и профилактике заболеваний (санминимум).
В Казани нарком выступил с лекцией, которая объединила три темы: борьбу со старым бытом, освобождение женщины и половую мораль молодежи. Лектор признал, что бороться со старым бытом трудно. Если в экономике СССР завершена радикальная революция, которая с корнем вырвала прежние эксплуататорские отношения, то в искусстве можно еще наблюдать «отрыжку старой буржуазной идеологии». В театрах много от «старинки матушки» и мало новой красной драматургии. И в быту многое делается по старым привычкам. Николай Семашко привел такой пример: Вольтер мог любому доказать, что бога не существует, но когда дорогу ему перебегала черная кошка, он всегда останавливался и возвращался обратно.
Касаясь прав прекрасного пола, нарком отметил, что революция дала все права женщине – как юридические, так и политические. И процитировал фразу Владимира Ленина: «Я хочу, чтобы каждая кухарка умела управлять государством». Лидер партии специально взял в качестве примера угнетенную женщину-кухарку, прикованную к кухне, к пеленкам. Ильич хотел, чтобы эти рабыни научились править государством. Николай Семашко привел и такой пример – в советской России развод супругов по обоюдному согласию стало оформить очень просто. А до революции нужно было доказать блуд одного из супругов. Лектор рассказал, как лично принимал участие в подобной процедуре для свидетельства в консисторию (управление епархии, на территории которой проживали супруги).

Говоря об остро стоящем вопросе половой морали молодежи, нарком рассказал типичную историю: парень и девушка встречаются, у них появляется ребенок. Если они студенты, то девушке, скорее всего, придется бросить вуз, да и молодому человеку, возможно, придется завязать с учебой и пойти работать, чтобы прокормить семью. Не всех радует подобная перспектива. Поэтому молодые женщины прибегают к услугам шарлатанов, делают аборты, что часто имеет негативные последствия для здоровья. Государство со своей стороны делает многое, чтобы облегчить быт советских граждан в целом и молодежи в частности. Новый быт складывается порой из маленьких дел. «Каждая столовая нарпита – это бомба в старый быт. И каждые ясли – это подкоп под старый быт», – заявил Николай Семашко.
Полную подборку материалов на тему, о чем 100 лет назад писала газета «Республика Татарстан» [«Красная Татария»] читайте по ссылке.