Музеи: стандарт имеет значение

Муниципальные краеведческие музеи впервые вошли отдельной строкой в национальный проект «Культура»

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: wikiway.com

 

 

Муниципальные краеведческие музеи впервые вошли отдельной строкой в национальный проект «Культура», в рамках которого на их модернизацию в ближайшие три года будет направлено более четырёх миллиардов рублей.

 

ОХРАННАЯ ГРАМОТА» ДЛЯ ХРАНИТЕЛЕЙ

Это хорошая новость и одновременно итог широкой дискуссии, вызванной озабоченностью профессионального сообщества тем, что муниципальные музеи практически выпали из поля внимания государства. Между тем именно они являются главными хранителями истории и культурного наследия малых городов и посёлков, районных центров и деревень. Причём количество таких музеев за последние годы значительно выросло – как за счёт переподчинения государственных и общественных музеев, так и благодаря созданию новых. В то же время само их существование подвержено сегодня наибольшим рискам, поскольку они полностью финансируются муниципалитетами, у которых, как правило, отсутствуют достаточные средства для обеспечения полноценной деятельности музеев.

Сейчас в России действуют 1200 муниципальных краеведческих музеев, и значительная их часть не имеет возможностей для модернизации и внедрения инноваций. Но теперь они, по сути, получили «охранную грамоту»: в ближайшие три года в рамках национального проекта «Культура» планируется обновить более 400 музеев в 73 субъектах страны и ещё 100 реконструировать.

Помимо финансовых вливаний из федерального бюджета, муниципальным музеям будет рекомендован модельный стандарт, который поможет им стать «лицом того места, где они находятся» (М.Пиотровский). И это вторая хорошая новость.


Модельный стандарт дея­тельности муниципальных краеведческих музеев – это документ, разработанный Российским этнографическим музеем совместно с экспертами Союза музеев РФ и регионами


При всей негативной коннотации слова «стандарт» в отношении культурных институций по факту в тех же музеях этот стандарт давно существует. Кто из нас, путешествуя по российским городам и весям, не сокрушался о том, что большинство краеведческих музеев похожи друг на друга, как близнецы-братья? Устаревшие, перегруженные экспонатами музейные витрины, заученные до автоматизма тексты экскурсий, отсутствие элементарного комфорта и философии гостеприимства как таковой… Вот и получается, что, с одной стороны, мы боимся стандартизации, а с другой – уже давно с ней свыклись и часто даже не догадываемся о том, что на самом деле представляют собой современные музейные стандарты.

Модельный стандарт дея­тельности муниципальных краеведческих музеев – это документ, разработанный Российским этнографическим музеем совместно с экспертами Союза музеев РФ и регионами. Согласно ему обновлённые музеи должны будут иметь специализированное оборудование для хранения фондов, профессиональный свет, доступ к высокоскоростному интернету, комфортные зоны гостеприимства, в том числе для людей с ограниченными возможностями, выставочные залы и пространства для проведения просветительских мероприятий, мультимедийные комплексы, аудиогиды и многое другое.

«Для того чтобы остаться индивидуальными, нам надо стандартизироваться, – говорит директор Российского этнографического музея Юлия Купина. – Парадокс? Да, в какой-то мере. Но надо чётко понимать, что область идей и творческих процессов стандартизации не подлежит. В отличие от библиотек, где стандартизировалась, тиражировалась определённая модель, в музеях стандартизируются технологии. И в этом принципиальная разница».

По её словам, музейный стандарт призван нацеливать на поиск инноваций, «выталкивать наверх» успешные музеи и «подтягивать отстающих».

 

МАЛЕНЬКИЙ «ХЕППИ-ЭНД»

Обсуждение масштабной перезагрузки муниципальных музеев продолжилось недавно в подмосковной Истре, где на базе Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» прошёл цикл мероприятий по продвижению лучших муниципальных и региональных музейных практик. Здесь собрались представители 250 музеев и главы культурных ведомств 52 регионов страны. Татарстан на форуме представляли министр культуры Ирада Аюпова, генеральный директор Национального музея Алиса Вяткина, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артём Силкин и руководитель Азнакаевского краеведческого музея Ирина Халикова.

Отметим, что в большинстве муниципальных районов Татарстана уделяют пристальное внимание развитию музейного дела. Можно упомянуть, в частности, опыт музея истории Тетюшского края, который за последние годы осуществил настоящий прорыв как в основной, так и в финансовой дея­тельности. Удивительно одно то, что небольшой провинциальный музей имеет целых три филиала, каждый из которых – единственный в своём роде. Заметно расширил свои экспозиционные площади и краеведческий музей в ­Азнакаеве, а кроме того, здесь внедрена самая современная и надёжная на сегодняшний день автоматизированная музейная система КАМИС. Всего в Татарстане более пятидесяти муниципальных музеев, и каждый из них по-своему уникален. Вместе с тем здесь тоже есть свои трудности и проблемы системного характера.

Так, на пленарном заседании форума Ирада Аюпова заострила внимание на проблеме нехватки специалистов по музейному дизайну. По её словам, построить сегодня экспозицию, которая была бы интересна молодёжи, достаточно сложно. Современный музей не может быть только хранилищем артефактов, он должен взаимодействовать с внутренним миром посетителя, в том числе средствами дизайна. Специалисты по музейному дизайну сегодня нарасхват, а в большинстве регионов их попросту нет, констатировала министр и предложила организовать ресурсные центры, которые занимались бы подготовкой музейных дизайнеров на региональном уровне.


Вместе с тем зачастую бывает трудно убедить местные власти поддерживать сельские музеи, призналась Аюпова


Ещё одна больная тема, в том числе и для Татарстана, – это мемориальные музеи, то есть посвящённые отдельным выдающимся личностям. Обычно они создаются усилиями энтузиастов там, где человек родился и какое-то время жил, поэтому немало таких музеев находятся в сельской местности. Проблема же в том, что формально эти музеи не являются краеведческими и, следовательно, не попадают в национальный проект «Культура». Между тем, по словам Ирады Аюповой, именно эти маленькие музеи в небольших населённых пунктах в полной мере отражают историю и дух конкретной территории и мог­ли бы стать ещё одной точкой роста внутреннего туризма. В качестве типичного примера министр упомянула небольшой музей Хасана Туфана в Аксубаевском районе: «Это мемориальный дом, но экспозиция рассказывает не только о жизни и творчестве писателя, но и об укладе жизни, татарском быте 1920-х годов».

Вместе с тем зачастую бывает трудно убедить местные власти поддерживать сельские музеи, призналась Аюпова. Мало того, что эффективность их работы сегодня оценивается по устаревшим критериям, порой до музея просто не до­ехать из-за отсутствия нормальной дороги, а проложить асфальт муниципалитетам не по карману. Известны случаи, когда ребром стоял вопрос о переносе музейной экспозиции в город или районный центр, хотя это противоречит самой концепции мемориального музея, основанной на таком понятии, как «гений места»…

Чем хороши музейные форумы, так это наличием живой обратной связи. Главу татар­станского культурного ведомства, заступившуюся за сельские музеи, поддержали не только коллеги из других регионов, но и заместитель министра культуры России Алла Манилова, которая заявила, что не видит препятствий для включения мемориальных музеев в категорию, защищённую сегодня национальным проектом. Вот так случился маленький музейный «хеппи-энд», и хочется думать, что это только начало.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще