Инструмент многих народов
Гусли у большинства людей ассоциируются с чем-то исконно русским, новгородским Садко или сказочными гуслями-самогудами, заставляющими плясать без устали. Тем более что и слово это славянское, и происходит от глагола со значением «гудеть». Производное название у татар – «кюсле» – возникло от видоизменённого «гусли».
Но всё же подобный инструмент есть почти у каждого народа. Гусли в основном делятся на два вида – крыловидные и шлемовидные. В нашей стране первые получили распространение на Русском Севере, и именно на таких гуслях играл Садко. Крыловидные предназначены для аккомпанемента, а сама мелодия выводится голосом. Шлемовидные гусли, напротив, призваны создавать мелодию: все двенадцать струн у них натянуты параллельно, правая рука ведёт, «выщипывает» мелодию, а левая придерживает струны, ставя аккорды. Такой инструмент считается родным для татар, чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы.
«В прошлом этот инструмент был широко распространён в ряде северо-восточных районов Татарстана,– рассказывает доцент кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова Геннадий Макаров. – В настоящее время гусли ещё встречаются у татар-кряшен в деревнях Арского и Балтасинского районов. Кряшены – очень консервативный народ, поэтому игра на этом инструменте в живом этническом исполнении сохранилась только у них. Опыт подобного музицирования последовательно передавался из поколения в поколение. Любопытно, что у кряшен играли в основном женщины, этот инструмент дарили на рождение девочке. А невест оценивали по умению не только готовить и вести хозяйство, но и играть на гуслях».
Веретено судьбы
«К счастью, есть продолжатели славной традиции гусляров, – рассказывает Геннадий Михайлович. – В 2012 году к нам в Казанскую консерваторию поступила студентка из Балтасей Айсылу Асадуллина, которая по моему совету поехала в кряшенские деревни послушать исполнителей».
Айсылу познакомилась с Елизаветой Ивановой из села Верхний Субаш, Зоей Алексеевой из деревни Биктяшево Балтасинского района и Таисией Ефимовой из арского села Сердебаш. Они-то и стали её первыми учителями.
«Звучание инструмента заворожило меня с первых нот, – делится Айсылу. – Звонкое, но в то же время нежное и мелодичное, мягкий, насыщенный и переливчатый тембр создают ощущение мира и покоя, настраивают на доброе и светлое. Я записала игру на гуслях на видео и постепенно скопировала манеру игры на этом удивительном инструменте».
Ансамбль на средства Правительства
Вскоре в селе Верхний Субаш прошёл круглый стол на тему «Гусли в современном мире» с участием представителей Республиканского центра развития традиционной культуры и преподавателей Казанской консерватории, на котором обсуждалось возрождение и сохранение традиции исполнения на кряшенских гуслях. Для реализации главной цели, определённой на мероприятии, Айсылу Айратовна создала проект и выиграла грант Правительства РТ, на средства которого в октябре 2014 года был создан ансамбль гусляров «Орчык» – «Веретено».
Название неслучайно: веретено издревле считалось символом жизни.
«Так же, как бесконечно крутится веретено, будут жить и традиции прошлого», – выразили надежду участники ансамбля. Их инструменты были от местных мастеров Анания Фёдорова и Геннадия Макарова.
Были и раритетные, которые изготовил Александр Чеботарёв по точной копии инструмента бабушки своей жены – Анастасии Рябчиковой из деревни Дурга. В 2018 году для ансамбля приобрели новые гусли, изготовленные мастером Гараем Магсумьяновым – художественным руководителем ансамбля гусляров при Республиканском центре татарской культуры Республики Марий Эл.
Сейчас в ансамбле «Орчык» девять человек, трое из которых – подростки. Бессменный руководитель коллектива – его организатор, хормейстер народного ансамбля песни и танца Балтасинского центра культуры Айсылу Асадуллина.
В репертуар входят расшифровки и обработки напевов и наигрышей, которые были записаны в ходе экспедиций, организованных Казанской консерваторией. Соблюдаются первоначальное звучание инструмента, техника исполнения и диалектические особенности при исполнении материала.
«Орчык» хорошо известен в Татарстане и за его пределами, неоднократно становился лауреатом республиканского фестиваля-конкурса исполнителей на традиционных инструментах «Многозвучный Татарстан», всероссийского фольклорного фестиваля-конкурса татарской культуры «Тугэрэк уен», международных этнических фестивалей «Этномириада» и «Крутушка».
«Гусли-fest» в Арске
Арский район тоже издавна славился своими гуслярами. В середине прошлого века в селе Сердебаш был ансамбль почти из сорока женщин-гусляров. И до сих в пор в этом селе проживают носители традиционной культуры игры на этом инструменте.
Большой вклад в возрождение игры на гуслях внёс директор Арской школы искусств, заслуженный работник культуры РТ Альберт Гайнутдинов.
«Альберта Салаховича очень заинтересовал этот музыкальный инструмент, он сам научился играть на нём, потом помог с его освоением и нашим преподавателям, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Земфира Хасанова. – В 2017 году он создал фольклорно-инструментальный ансамбль «Ятаган». На репетициях был строг, даже индивидуально занимался, и вскоре мы стали одерживать победы на республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсах. Сейчас в коллективе тринадцать человек. После ухода Альберта Салаховича из жизни ансамблем руководит его дочь Айгуль».
В прошлом году Арская детская школа искусств стала обладателем гранта на поддержку учреждений культуры в реализации проектов, направленных на содействие и сохранение языкового многообразия Татарстана в рамках Года родных языков и народного единства. На средства гранта был организован республиканский фестиваль национальных культур «Гусли-fest». Это было давней мечтой Альберта Гайнутдинова. Гусляры Арска принимали коллег из Балтасинского, Сабинского районов, Набережных Челнов, Республики Марий Эл. Музыканты не только выступали, но и щедро делились опытом творчества, обсуждали насущные проблемы. Все сошлись во мнении, что обучение игре на гуслях, как и на других традиционных инструментах, должно осуществляться на всех этапах образовательного процесса в музыкальных школах и консерваториях. Также речь шла о том, что пришло время наладить поточное производство доступных и качественных инструментов.
Подводя итоги, организаторы и участники фестиваля отметили, что игра на гуслях сегодня становится всё популярнее. В местах, где они были когда-то распространены, есть люди, которые развивают это музыкальное направление, а это значит, что древнейший инструмент будет жить и продолжать очаровывать магией своего волшебного звучания.