Лжескидки для молодых, лжепризы для пожилых: как в Татарстане обманывают покупателей 

О том, как недобросовестные торговцы навязывают пенсионерами дорогущие и ненужные товары, а молодежь заманивают в магазины лжескидками, и том, как «Золотое яблоко» ущемляло права владельцев  подарочных сертификатов, рассказали на сегодняшней пресс-конференции, посвященной Всемирному дню качества.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: rospotrebnadzor.ru

ВСТРЕТИМСЯ В СУДЕ

Вторая неделя ноября ежегодно отмечается как Всемирная неделя качества, в этом году она проходит в нашей стране под девизом «Россия — страна со Знаком качества». А каждый второй четверг ноября – Всемирный день качества. По этому поводу заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Юлия Булатова рассказала сегодня журналистам, как их ведомство борется за права потребителей.

– Из общего количества обращений, которые поступают в Роспотребнадзор, около 45 процентов составляют вопросы именно защиты прав потребителей, из которых до 40 процентов приходится на качество продовольственных  и непродовольственных товаров. Остальная часть жалоб касается различных видов услуг. Более полутора лет мы живем в условиях моратория на проверки, но, несмотря на это, хозяйствующие субъекты не выпадают из поля видимости нашего контроля, – заверила Булатова. –  Поскольку единственным эффективным механизмом восстановления  нарушенных прав потребителей становится суд, ежегодно наблюдается рост количества судебных дел по защите прав потребителей. К примеру, за прошедшие 9 месяцев текущего года Управлением направлено в суды 1053 заключения –  это на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из рассмотренных за 9 месяцев 846 дел в пользу потребителей принято порядка 90% судебных решений. Общая сумма денежных средств, возмещенных на основании решений судов по делам, в которых Управление выступало с исками в защиту прав конкретных потребителей, составила около 94 млн рублей.

Спикер отметила, что если у потребителей товаров и услуг возникают какие-то проблемы или нужна помощь в подготовке исковых документов в суд, Роспотребнадзор всегда готов помочь. Адрес республиканского управления: г. Казань, улица Сеченова,  д. 13а; телефон:  8-843-221-9016.

СЕРТИФИКАТЫ НЕ ГОРЯТ

В качестве примера успешной судебной тяжбы Булатова привела историю с «Золотым яблоком». В надзорное ведомство поступили жалобы от татарстанцев, которые, не успев воспользоваться подарочным сертификатом парфюмерно-косметической сети, обратились в магазин с просьбой вернуть им сумму, потраченную на сертификат. Однако в магазине заявили, что деньги за «сгоревшую» подарочную карту возврату не подлежат.

 В Роспотребнадзоре с такой позицией категорически не согласились: деньги, уплаченные за подарочный сертификат, являются, по сути, предоплатой за товар, который покупатель приобретет в обмен на карту. Но если он не воспользовался картой и не получил товар, деньги ему обязаны вернуть.  В суде татарстанскому Управлению Роспотребнадзора  удалось доказать свою правоту хозяевам «Золотого яблока» ( ООО «Екатеринбург яблоко»). И теперь любой покупатель, пострадавший от аналогичных  действий магазина, вправе подать в суд иск со ссылкой на уже вынесенное решение.  

ТАКОЙ РЕМОНТ НАМ НЕ НУЖЕН

Много жалоб поступает от потребителей и на сервисные центры по ремонту компьютеров и бытовой техники. Часть таких организаций использует сегодня откровенно мошеннические схемы.

Как правило, недобросовестные ремонтники заманивают наивных граждан тем, что обещают им провести бесплатную диагностику техники и установить причину поломки. При этом договор не заключается, документы о приеме телефонов, телевизоров и пылесосов не составляются. А через несколько дней владельцу сообщают, что технику починили и ее можно забирать, при этом озвучивают баснословную стоимость ремонта.

Клиент, понятное дело, не рассчитывал на такой дорогостоящий ремонт и платить отказывается. В ответ на это ему отказываются вернуть технику или даже грозятся продать ее в счет образовавшегося долга.

Юлия Булатова предупреждает, что при обращении в сервисный центр должен составляться письменный договор, в котором в числе прочего должны быть указаны вид и стоимость ремонтных работ. Если всего этого нет, исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты за произведенные работы и обязан вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет законных оснований для ее удержания.

НАЖИВКА ДЛЯ СТАРИКОВ

Пожилые люди продолжают оставаться любимыми клиентами нечистых на руку продавцов. По словам Булатовой, в последнее время снова начала набирать обороты старая схема обмана: по телефону или на улице пенсионеров приглашают на презентацию какого-нибудь товара, после чего  предлагают поучаствовать в розыгрыше призов – «целебного» одеяла или подушки. Как правило, в выигрыше  оказывается большинство. Но когда «счастливчик» берет в руки приз, выясняется, что стать его полноценным обладателем можно только после покупки дорогущего массажера. Денег нет? Не беда! Кроме договора купли-продажи массажера, пенсионеру  тут же подсовывают кредитный договор с банком.    

На следующий, а то и в этот же день  «отрезвевший» пенсионер пытается вернуть дорогой и ненужный ему товар. Но получает от ворот поворот – договор-то подписан.  Тем не менее, по словам представителя Роспотребнадзора, шанс вернуть деньги в таких случаях есть. Для начала следует написать письменную претензию продавцу, который ввел человека в заблуждение, если же средства не вернут (а, скорее всего, так и произойдет) – обращаться в суд.

А чтобы вообще не попадать в подобные неприятные ситуации, специалисты по защите прав потребителей советуют пожилым людям советоваться при совершении крупных покупок и манипуляций с кредитами с детьми, внуками и другими родственниками помоложе. Как правило, молодежь быстро вразумляет стариков и спасает их от опрометчивых поступков.

НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ

Впрочем, и для молодежи у недобросовестных торговцев заготовлены свои ловушки.

На завтра, 11 ноября во всех уважающих себя магазинах анонсированы грандиозные распродажи, приуроченные к Всемирному дню шопинга. Однако эксперты призывают не бросаться сразу на товары со скидками  50 – 90 процентов. Увы, но в последнее время и торговые центры, и маркетплейсы все чаще хитрят со скидками. Перечеркивают жирно на ценниках одну цену, рядом пишут другую, значительно более низкую, а, оказывается, товар никогда дороже и не стоил. Так что не спешите верить глазам… Поинтересуйтесь хотя бы, сколько эта вещь стоит в другом магазине.  

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще