Кто главней на тротуаре: пешеходы в Татарстане готовятся делить асфальт с самокатчиками

Автор статьи: Евгения ЧЕРНОУСОВА

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Очередной сезон электросамокатов вот-вот стартует в городах Татарстана. В одной только Казани сервисы проката готовятся выпустить на улицы 19 тысяч «шайтан-машин», как порой называют электросамокаты пешеходы. Самокаты с моторчиками покатятся и по тротуарам Набережных Челнов, Нижнекамска, куда готовится зайти кикшеринг Whoosh. Недавно в Госдуму поступило предложение приравнять тех, кто ездит на электросамокатах, к водителям и обязать получать права. Мнения экспертов «РТ» насчет эффективности такой меры разделились.

Кто главней на тротуаре: пешеходы в Татарстане готовятся делить асфальт с самокатчиками

ДОХОДИТ ДО ДРАК

Напомним, в 2023 году, когда рассекающие по улицам российских городов электросамокаты уже успели достать пешеходов, в Правила дорожного движения ввели понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). В эту категорию входят электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, электроскейтборды, моноколеса и аналогичные средства передвижения, на которых следует ездить в одиночку. При этом на СИМ с электродвигателем до 0,25 кВт, не способные развивать скорость более 25 км/ч (а это все прокатные электросамокаты) не распространяется понятие «транспортное средство», как, например, на мопед, поэтому для управления электросамокатом не нужны права и на нем при отсутствии велодорожки разрешается ездить по тротуару. Вот только пешеходам совсем не хочется получить удар в спину самокатом на скорости 25 км/ч, поэтому они давно уже воюют с самокатчиками за тротуары, дело доходит до драк. Стоит заметить, что согласно ПДД, приоритет на тротуаре у пешеходов и самокатчики обязаны уступать им дорогу. Но на деле-то не так!..

В преддверии очередного сезона Следком России внес в Госдуму предложение признать транспортными средствами даже маломощные СИМ, а тех, кто ими управляет, – приравнять к водителям и обязать получать права, но только по достижении 16 лет.

Компании, занимающиеся прокатом электросамокатов, выступили категорически против этой инициативы. Они утверждают, что введение водительских прав убьет сам смысл использования СИМ, который заключается в простоте и доступности. Кикшеринги упирают на то, что ДТП с прокатными самокатами занимают ничтожно малую долю в общей статистике. Большинство же аварий происходит с транспортными средствами, на которые как раз нужны водительские права. Что касается ограничений по возрасту для пользователей, то электросамокаты и сейчас дают в аренду с 18 лет.

Кто главней на тротуаре: пешеходы в Татарстане готовятся делить асфальт с самокатчиками

ТЕПЕРЬ ЕЩЕ И КУРЬЕРЫ

По данным Управления ГАИ по РТ, в 2024 году в Татарстане произошло 38 ДТП с участием электросамокатов, в которых один человек погиб, 39 пострадали. Погибший – 16-летний казанский подросток, который не спешился на пешеходном переходе и попал под грузовик. Самокат у него был личный.

В свою очередь в комитете по транспорту исполкома Казани сообщили, что за прошлый сезон проката к ним поступило около 40 обращений от горожан, которые жаловались на нарушение ПДД, превышение скорости самокатчиками, а также предлагали полностью запретить электросамокаты в городе либо ликвидировать то или иное место дислокации СИМ.

В этом году отдохнуть от электросамокатов на тротуарах жителям крупных российских городов, в том числе и Казани, не удалось даже зимой. Потому что средства индивидуальной мобильности с электродвигателями оседлали курьеры служб доставки. Теперь они носятся по тротуарам не только на обычных, но и на электровелосипедах, скорость которых порой превышает допустимые 25 км/ч. Если к этим бесшумным «монстрам» добавятся электросамокаты, пешеходам на тротуарах придется не только смотреть в оба, но и оглядываться на каждом шагу.

Тем временем в сервисах кикшеринга уверены, что спрос на электросамокаты продолжит расти.

– В 2024 году прирост поездок по сравнению с 2023 годом составил в Казани рекордные 73%. Доля пользователей самокатов Whoosh в прошлом сезоне составила 27% от активного населения. Жители города суммарно проехали на электросамокатах 4 833 002 километра – это на 50% больше, чем в 2023 году, – сообщили «РТ» в компании Whoosh.

Кто главней на тротуаре: пешеходы в Татарстане готовятся делить асфальт с самокатчиками
В категорию СИМов входят электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, электроскейтборды, моноколеса и другие.

ЧТОБЫ НЕ ЧУВСТВОВАЛИ УГРОЗУ

Мы поинтересовались у представителей разных сфер, что они думают по поводу инициативы с приравниванием СИМ к транспортным средствам.

– Татарстан и его столица являются популярным туристическим направлением. В Казани есть много мест, где обустроены большие пешеходные и прогулочные зоны. Они привлекают большое количество местных жителей и туристов. Перемещение электросамокатов, конечно же, должно быть отрегулировано, чтобы не мешать и не создавать угрозу для пешеходов, гуляющих с детьми, с колясками, пожилых людей, чтобы люди на тротуарах не чувствовали какую-то угрозу. Поэтому мы поддерживаем регулирование этого вопроса, – поделился мнением председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

– Я считаю, что приравнять электросамокаты к транспортным средствам – хорошая идея, потому что они являются источникам опасности, – считает Уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец. – На этих самокатах ездят по тротуарам, уже много было случаев наездов на пешеходов. Самокатчики сплошь и рядом нарушают правила, не спешиваясь на пешеходных переходах. Есть случаи, когда из-за этого их сбивали насмерть. На самокатах катаются по несколько человек, ими пользуются несовершеннолетние без ведома родителей. Поэтому в этой сфере нужно наводить порядок, ужесточать законодательство. Самокат – это все-таки что-то из разряда развлечений. Если же он используется как транспорт для перемещения по городу, это должно строго регулироваться. В то же время мы понимаем, что нужно учесть интересы предпринимателей, которые занимаются этим бизнесом. Если, к примеру, сейчас запретить электросамокаты, у них будут большие убытки. Но жизнь и здоровье людей, конечно, в приоритете.

Кто главней на тротуаре: пешеходы в Татарстане готовятся делить асфальт с самокатчиками

ПРАВА НЕ НУЖНЫ, НУЖНЫ ДОРОЖКИ

По словам врача травматолога-ортопеда ДРКБ Ильдара Салахова, число пациентов, пострадавших в результате наезда электросамокатов или падения с них, растет с каждым годом.

– Электросамокат предназначен для неспешных прогулок, гонять на нем и совершать кульбиты нельзя, но не все это понимают, к тому же дети часто ездят без защиты. В результате получают всевозможные травмы от ушибов до серьезных переломов, – рассказал травматолог. – В прошлом году было несколько случаев наездов на самокатчиков при пересечении пешеходных переходов. На Кремлевской набережной мама с ребенком-дошкольником упали во время езды на электросамокате. Там посередине проходит полоса для велотранспорта и покрытие у нее скользкое, вот они и упали. Я считаю, что нужно регулировать законодательно эту сферу, хорошо бы еще экзамен по физике устраивать для тех, кто хочет кататься на электросамокате.

Директор российской Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, к которой мы также обратились за комментарием, считает предложенную СК меру нелогичной и избыточной.

– Смысла в получении водительских прав для того, чтобы ездить на СИМ, я не вижу никакого. СИМы передвигаются по велодорожкам или по пешеходной зоне, лишь в редких случаях имеют право выезжать на проезжую часть, а правила дорожного движения не регулируют поведение на велодорожках и пешеходных зонах. В отношении самих СИМов нет такого объема, правил, чтобы требовалось долгосрочное обучение. Все конфликты между СИМами и пешеходами происходят на пешеходной зоне – это сейчас основная точка напряжения. Наличие у человека прав на управление электросамокатом не избавит от конфликта на тротуаре. Решение этого конфликта – в создании инфраструктуры для СИМов, то есть специальных дорожек, – уверена Эрдман.

Кто главней на тротуаре: пешеходы в Татарстане готовятся делить асфальт с самокатчиками

РАВНЕНИЕ НА АЛЬМЕТЬЕВСК

В этом смысле повезло Альметьевску, где достаточно развитая сеть велодорожек. Многие альметьевцы ездят на работу и учебу как на велосипедах, так и на электросамокатах, не мешая пешеходам на тротуарах.

Руководство исполкома Нижнекамска исполкома на днях встретилось с представителями компаний Whoosh и «МТС–ЮРЕНТ», чтобы перед стартом сезона обсудить вопросы безопасности. Whoosh, который планирует выставить на улицы Нижнекамска более 500 электросамокатов, пообещал, что компания будет следить за соблюдением пользователями правил, в том числе парковки самокатов (предполагается, что зоны парковок разместят у остановок). В местах массового скопления людей, на общественных пространствах установят максимальную скорость передвижения 15 км/ч.

В комитете по транспорту Казани сообщили, что количество стоянок электросамокатов в городе в этом году не изменится – их будет 1900 общей вместимостью 19 тыс. единиц. Для пользователей продолжат действовать установленные ранее ограничения. В частности, нельзя передвигаться на электросамокатах со скоростью выше 20 км/ч, а в парках и скверах – со скоростью более 15 км/ч. Пешеходные улицы Баумана, Петербургская и Насыри полностью закрыты для движения электросамокатов.

Также в Казани запрещается парковать электросамокаты на остановках, в пятиметровой зоне от остановочных павильонов и в пятиметровой зоне от выходов и входов в подземные и надземные пешеходные переходы.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще