«Крутушка» и еще круче

Десятый этнокультурный фестиваль «Крутушка» прошел в последние летние выходные

А в эти сентябрьские дни организаторы одного из самых крутых этнофестов в стране, немного отстранясь от ярчайших эмоций юбилейного фестиваля, анализируют последние десять лет работ.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: Маргарита ГАФУРОВА, “РТ”

 

krytyshka

 

«Для нас десятым фестивалем как будто завершился некий этап, и теперь очень хочется выйти на новый уровень организации в целом», – говорит координатор проекта «Крутушка» Дина Башкирова.

 

Десятый этнокультурный фестиваль «Крутушка», как мы уже писали, прошел в последние летние выходные. А в эти сентябрьские дни организаторы одного из самых крутых этнофестов в стране (так оценивают событие поклонники фольклорной музыки), немного отстранясь от ярчайших эмоций юбилейного фестиваля, анализируют последние десять лет работы и готовят новую заявку на президентский грант, чтобы во второе десятилетие «Крутушка» вошла, усилившись по всем позициям (как мы тоже уже рассказывали, именно грант Президента России на развитие гражданского общества помог в этом году сделать программу юбилейного фестиваля чрезвычайно насыщенной).

Из идей, которые хотят воплотить организаторы при наличии необходимых ресурсов, – усиление выставочной работы фестиваля, обустройство сценического пространства на новом, европейском уровне. И самая большая мечта – профессиональная многокамерная видеосъемка всех событий и организация интернет-трансляции, чтобы даже те, кто не смог приехать, имели возможность прикоснуться к удивительной атмосфере «Крутушки». Той атмосфере, ради которой и едут люди сюда каждый год со всей страны, приурочивая даже отпуск к последним августовским дням, заведомо зная, что проведут их в небольшом поселке под Казанью, на берегу реки, неподалеку от знаменитого Голубого озера…

Из чего складывается эта атмосфера? Природа, безусловно, – один из факторов, «делающих» «Крутушку». Но, размышляя над феноменом притягательности фестиваля для современного городского жителя, понимаешь: нельзя тут вычленить что-то одно. «Крутушка», как, пожалуй, никакой другой в республике музыкальный форум, уникальна тем, что позволяет окунуться в те времена, когда природа, человек, музыка, быт – все это было неотделимо друг от друга. Когда не просто жизнь неотделима была от музыки, а сама музыка и была жизнью.

Сейчас, когда настало время «узкой специализации», кажется, что такой синкретизм давно канул в Лету. И все-таки – мы так часто поем, тихонечко (ну или не очень, это уж у кого как получается), когда делаем что-то, что нам очень нравится!

 

krytyshka3
Ирина Куприянова и ее куклы.

 

«Когда своих кукол делаю, пою», – признается казанская пенсионерка Ирина Куприянова. Ее можно увидеть на фестивале каждый год. Приезжает на ярмарку со своими куклами из папье-маше. Ярмарка – дело вроде бы чисто коммерческое. Вот товар, ищем покупателя… Но на крутушкинской ярмарке продавцов не назовешь коммерсантами в чистом виде. Например, Ирина с ее инженерным образованием. Разве может она создавать «просто товар», если в это время поет? «Кем только я не работала! Но единственное, что греет душу, – это творчество. Каждая кукла – единственная в своем роде. Каждую делаю – и испытываю полет души. Чувствую свою реализованность. Если человек такого в жизни не испытал, это ужасно».

Меж тем пели наши предки не только за творческими занятиями, но и за вполне обыденными. Как не затянуть что-нибудь длинно-протяжное, например, когда работаешь на ткацком станке? Мерное перемещение деревянного челнока рождает определенный ритм, на который только наложи пришедшую на ум мелодию – вот и песня… Медитативность процесса такая – никакой йоги не нужно. «Занятие однообразное, но затягивающее», – признается мастерица Наталия Куракина. Она на «Крутушку» тоже приезжает каждый год. На ее мастер-класс по ткачеству (см. верхний снимок) – всегда очередь. Потому что когда ты можешь не только плоды чужого творчества увидеть и купить, но и что-то свое создать теми руками, которые вроде как кроме клавиатуры компьютера уже ничем пользоваться и не умеют, – это еще один крутейший опыт, который дарит «Крутушка». Куракина, кстати, учитель, в школе Дрожжановского села Старый Убей она преподает историю. А параллельно вместе с учениками восстанавливает старые ткацкие станки из школьного музея. Говорит, молодым постигать ремесло предков очень нравится.

И песни старинные молодежь тоже поет охотно. Вопреки расхожему мнению, что музыка прадедов чужда «поколению пепси». На «Крутушке» сплошь и рядом убеждаешься в правдивости банального «есть вечные ценности». И есть совсем молодые люди, которые хотят, чтобы они оставались достоянием современности. Например, двадцатишестилетний москвич Даниил Воронков, который нынче проводил на фестивале мастер-классы игры на балалайке. Демонстрируя, что играть на ней можно не только примитивные наигрыши, но и все главные мировые хиты – вопрос только в уровне мастерства.

 


«Крутушка» традиционно дарит своему зрителю радость узнавания не только местных фольклорных традиций, но и вообще мирового народного наследия. А чтобы понимать музыку другого народа, не нужно изучать языки, да и вообще, крутушкинские концерты всегда ярко демонстрируют: у всей музыки в мире есть какие-то общие корни


 

Когда-то маленького Даню привели в музыкальную школу, где педагоги сказали – талант! Но поскольку мальчик сильно упирался и заниматься не хотел, предложили – а выбирай инструмент, какой хочешь! «Я решил, что ничего не может быть проще балалайки, – вспоминает он. – Теперь-то я понимаю: это была судьба!»

Балалайка – вообще очень крутушкинский инструмент. Какие только не выдавали на ней музыкальные шедевры приезжающие на фестиваль исполнители! Но Даниил уверен: научиться играть на его любимом инструменте в принципе может каждый. Даже если совершенно не знает нот и никогда не слышал слова «сольфеджио». И Даниилу очень хочется, чтобы балалайка вернулась в наши дома, ведь когда-то она была неотъемлемой частью быта. Способ медитации опять же такой у наших предков был: придя вечером домой после тяжелой работы, взять в руки этот вроде бы самый бесхитростный музыкальный инструмент. Это расслабляло, это было естественно, как есть и дышать. «Все люди умеют играть на балалайке, просто забыли, как это делается, – уверен Даниил. – Мы им напоминаем. Люди ведь не просто так приезжают на такие фестивали. Играть и петь – это наша потребность».

Ну уж насчет «петь» – тут «Крутушка», конечно, показывает класс по всем статьям. Будь то совсем аутентичное и народное или ловко вплетенные в современные ритмы и звуки отголоски фольклорной традиции. Помню, как потрясло меня на одном из первых фестивалей выступление постоянного участника «Крутушки», известного московского фольклориста и музыканта Сергея Старостина. Будучи человеком довольно далеким от народной музыки, воспринимала я ее, как, наверное, многие люди моего поколения, этаким классическим лубком: кокошники, сарафаны и голос Людмилы Зыкиной… Ну в каком-то таком формате чаще всего мы наблюдали «народную песню» по советскому телевидению. Старостин, исполняющий много обрядовых песен, заставил задуматься о том, насколько глубоко эта музыка пронизывала всю жизнь человека – с песней шли и под венец, и на погост, укачивали детей, провожали в армию солдат, тесали бревна, сеяли зерно, пряли пряжу… Огромный пласт традиционной культуры, большая часть которого, конечно, утрачена.

 

krytyshka1
Фольклорные композиции от Ивана Кирчука – это всегда магия.

 

Но есть музыканты, которые ищут, собирают то, что еще можно услышать по деревням, несут к зрителю – и получают огромный отклик. Как, например, выступивший на юбилейной «Крутушке» Иван Кирчук, лидер минского этно-трио «Троица», известный белорусский фольклорист, похожий при этом на главного мага поттерианы Дамблдора, что, впрочем, только усиливает справедливость определения, которое организаторы фестиваля дали его коллективу, – «загадочный и мистический». И когда он пел нам эти старые-старые песни, собранные по глухим деревням, казалось, и правда каким-то мистическим образом парили в этот момент над крутушкинской сценой души ушедших предков, даря нам великое счастье обрести хоть на время гармонию в этом сумасшедшем мире.

«Я думаю, народная музыка, пришедшая к нам из давнего прошлого, никогда не умрет, – поделился со мной своими ощущениями от происходящего на фестивале австралийский музыкант Фил Коллингз. – Ведь она не подвержена моде». Фил и его друзья из коллектива The children of the underground приехали на «Крутушку» с Зеленого континента вместе с самой, наверное, известной татаркой в западном музыкальном мире Зулей Камаловой. Сама она на фестивале гость нередкий, а вот ее австралийская команда была здесь впервые. Фил так и вовсе в первый раз приехал в Россию. И сразу на «Крутушку». Ну, повезло, что скажешь. «Здесь такое чудесное место, – признавался он. – И само это музыкальное событие такое прекрасное! Очень рад, что здесь оказался». Наверное, под его словами подписались бы и другие иностранные участники фестиваля – гости из Турции, Венгрии, Германии, Индии… Ведь «Крутушка» традиционно дарит своему зрителю радость узнавания не только местных фольклорных традиций, но и вообще мирового народного наследия. А чтобы понимать музыку другого народа, не нужно изучать языки, да и вообще, крутушкинские концерты всегда ярко демонстрируют: у всей музыки в мире есть какие-то общие корни. И в индийском медитативном напеве может вдруг проскользнуть что-то из русского религиозного песнопения, и песни венгерских цыган иногда не отличить от удмуртского фольклора.

 

krytyshka4

 

Музыка, ремесла, творцы, гармоничное природное обрамление – да, без всего этого не было бы обаяния «Крутушки». Но не было бы его и без людей, обычных слушателей, которые едут сюда каждый год. Едут целыми семьями, даже с совсем маленькими, грудными детьми. За десять лет тут выросло уже целое поколение новых слушателей, которые теперь приезжают на фестиваль уже со своими семьями. И подрастают новые детишки, которые и не помнят своей жизни без крутушкинских летних выходных. Они точно знают: их любимая «Крутушка» – это так круто!

«Многая лета нашей «Крутушке», – пел со сцены юбилейного феста Сергей Старостин. «Многая лета», – поддерживали его эхо над сценой и голоса зрителей вокруг. Пусть сбудется то, о чем мечтают организаторы фестиваля. Пусть «Крутушка» будет еще круче.

Фоторепортаж

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще