Красновидово, так его нарекла императрица

История посещения государыней села Красновидово действительно имела место быть

Однажды старожилы села Антоновка обнаружили в карнизе местной церкви свёрнутую в рулон старинную рукопись, написанную красивым убористым почерком. Запись эту оставил священник здешнего храма, и повествовала она об истории возникновения деревни Антоновка и села Красновидово.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: wikimedia.org; vk.com

 

 

Не так давно узнал интересный факт. Населённых пунк­тов с названием Екатериновка в Татарстане целых четыре. И в каждом обязательно найдутся словоохотливые старожилы, которые расскажут вам легенду о том, как их село в XVIII веке посетила государыня Екатерина Великая в ходе своей поездки по Волге.

 

Насколько достоверны подобные истории? Сказать трудно. А вот история посещения государыней этого села, которое тоже раскинулось на крутом живописном берегу Волги, – факт неоспоримый.

 

О ЧЁМ РАССКАЗАЛА СТАРИННАЯ РУКОПИСЬ

Однажды старожилы села Антоновка обнаружили в карнизе местной церкви свёрнутую в рулон старинную рукопись, написанную красивым убористым почерком. Запись эту оставил священник здешнего храма, и повествовала она об истории возникновения деревни Антоновка и села Красновидово.

Когда-то в XVII веке на этом месте была небольшая деревушка – это место сейчас называют старой деревней. Как и в любой крестьянской общине того времени, верховодили в ней два мужика – Захар и Антон. Как-то раз они сильно повздорили между собой из-за земельных наделов, и село разделилось на две враждующие стороны. Дело дошло до массового противостояния, которое едва не закончилось поножовщиной. И всё же мужики решили не доводить до греха и оставили насиженное место.

Антон вместе с соратниками переселился ниже по реке, где основал деревню Антоновку. Захар со своими людьми пошёл вверх по Волге, где вскоре на берегу залива они поставили свои избы. Какое-то время поселение называлось Захаровкой, а затем его стали именовать Старым Зимовьем.

Другую легенду о селе записал со слов местного жителя известный писатель Владимир Галактионович Короленко, посетивший село в 1887 году.

 

КРАСНАЯ РУБАХА РЫЖЕГО АТАМАНА

Писатель приехал в село к своему другу М.Ромасю и делал зарисовки берега Волги. Тогда-то к нему подошёл рыбак и рассказал легенду о красном атамане – предводителе шайки местных разбойников, грабивших торговые суда. Легенду эту Короленко поместил в своём рассказе «Марусина заимка».

«…Гора-то, вишь, высокая. Взойдёт, бывало, на самый взлобок, тут ему далеко видно. Кама видна до самого Лаишева, а к верху до самого Услону до Верхнего. Вот он, бывало, станет тут с подзорной трубкой и смотрит: сверху ли, снизу ли суда идут. Он как, бывало, узрит, и сейчас с горы спущается с ребятами…»

А атаман и вправду был красным: рыжим от рождения и рядился в красную рубаху. Так говорит легенда.

В те далёкие времена сюда, на вольные волжские берега, стекались беглые крепостные, староверы-раскольники, не желавшие признавать церковной реформы патриарха Никона, и прочие «гулящие люди», среди которых было немало откровенно криминальных элементов, не желавших подчиняться общепринятым законам.

 

БУРЯ НА ВОЛГЕ И ВИЗИТ АВГУСТЕЙШЕЙ ОСОБЫ

Случилось это в XVIII веке. Однажды весной перегоняли мужики-сплавщики большой плот, скреплённый верёвками из лыка и прутьев тальника. Сплавляли строевой лес вниз по Волге для строительства города Царицына. Когда подошли к Старому Зимовью, поднялась сильная буря и плот разметало по брёвнышку. Утром, когда непогода улеглась, местные мужики собрали плот, а также приютили и накормили чудом спасшихся плотогонов.

А немногим позже, в один из погожих дней в конце мая 1767 года, к берегу Старого Зимовья пристало необычное, украшенное флагами и гирляндами судно. Это, как полагают, была знаменитая галера «Тверь», на которой августейшая особа императрица Екатерина II со своей свитой совершала путешествие по Волге. Об этом быстро узнало всё село. Люди сбежались на берег. Царица решила отблагодарить старозимовских крестьян за то, что они спасли плот с государевым казённым лесом. В дар сельчанам царица жаловала заливные луга на левом берегу. Узнав, что в деревне нет храма, государыня распорядилась выделить лес для постройки здесь церкви. Она была сооружена в 1777 году. Престолы освящены 6 и 7 октября 1779 года игуменом Раифской пустыни Касторием. Верхний главный престол освящён в честь Богоявления Господня, нижний тёплый – во имя пророка Ильи. В храме находилась особо почитаемая древняя икона Николы Можайского, переданная в 1907 году в один из казанских музеев.

 


Впервые Красновидово было обозначено на карте народонаселения Казанской губернии в 1870 году. В книге «Приволжские города и селения Казанской губернии» есть некоторые сведения о нём: здесь было 375 дворов, проживали около двух тысяч жителей, насчитывалось 350 садов


 

Затем её императорское величество и свита поднялись на гору, с которой открывался сказочный пейзаж: серебристая гладь красавицы-Волги и берег, утопающий в белой дымке цветущих яблонь и вишен. Невозможно было отвести взгляда от этого великолепия. Поднеся к глазам лорнет, государыня смотрела на Волгу, на окрестные луга, леса. «Какой красный вид!» – произнесла восхищённая Екатерина.

С тех незапамятных времён и прижилось к селу его новое имя – Красновидово.

А впервые Красновидово было обозначено на карте народонаселения Казанской губернии в 1870 году. В книге «Приволжские города и селения Казанской губернии» есть некоторые сведения о нём: здесь было 375 дворов, проживали около двух тысяч жителей, насчитывалось 350 садов.

Многие крестьяне занимались хлебопашеством. В основном выращивали рожь, пшеницу, лён, овёс, гречу. Но вследствие песчано-глинистых почв урожаи были не очень высокие. Больше занимались садоводством, пчеловодством, выращиванием овощей. И, конечно же, рыболовством – какой же ты волгарь, если не рыбачишь?

 

БУРЕВЕСТНИК РЕВОЛЮЦИИ И УХА ДЛЯ ЮРИЯ ГАГАРИНА

 

Максим Горький приехал сюда весной 1888 года по приглашению своего друга Ромася, владельца бакалейной лавки.

 

Особое место в истории села занимает пребывание здесь Максима Горького, в ту пору ещё молодого Алёши Пешкова. Будущий писатель приехал сюда весной 1888 года по приглашению своего друга Ромася, владельца бакалейной лавки.

Буревестник будущей революции трудился в ней сидельцем, занимаясь между делом революционной агитацией среди местных кресть­ян. Широкий прилавок, за которым высятся полки с сахарными головами, цибики из-под чая, выстроившиеся в ряд гири, старинные весы-безмен с потемневшими от времени полукруглыми чашами, связка баранок, подвешенная к потолку… Кажется, вот сейчас заскрипят половицы в соседней комнате и в лавку войдёт юноша в поддёвке и сапогах с густой шевелюрой и пытливым взглядом – тот самый Горький-Пешков, знакомый по портретам в школьных учебниках. Прожил он здесь недолго, но неизгладимые впечатления, оставшиеся в памяти писателя, позже легли в основу глав трилогии «Детство. В людях. Мои университеты».

Кстати, как утверждают старожилы, уехать из их села будущему классику соцреализма пришлось вовсе не из-за преследования жандармами, а из-за драки с местными парнями, которые приревновали писателя к местной красавице.

А в шестидесятых годах прошлого века село посетил первый космонавт Юрий Гагарин. Его красновидовцы чествовали от души, устроив герою незабываемый приём, во время которого угос­тили легендарного космонавта стерляжьей ушицей: её для почётного гостя приготовили тут же, на волжском берегу.

 

«ВСЕ МЫ ВЫРОСЛИ НА ЗДЕШНЕМ ХЛЕБЕ…»

До революции село во многом жило не только за счёт хлебопашества, скотоводства и садоводства, но и за счёт торговли, которая в летние дни кипела прямо на пристани, где швартовались пассажирские пароходы общества «Меркурий». Спелые, сочные яблоки, копчёное сало, вяленую волжскую рыбу, ягоды, молоко, яйца и сметану – всё это предлагали пассажирам красновидовские хозяйки.

После революции и свёртывания НЭПа жизнь села круто изменилась. Раскулачили в Красновидове многих зажиточных крестьян, причём у некоторых отбирали последнее, вплоть до самовара и посуды, – об этом бесстрастно свидетельствуют списки реквизированного у «кулаков» добра.

В селе организовали колхоз «Красный пахарь». А вскоре на берегу Волги построили хлебоприёмный пункт, куда свозили зерно из окрестных колхозов.

Несколько лет назад я познакомился с ветераном Красновидовского ХПП Екатериной Павловной Кудрявцевой. Глядя на эту женщину с прядью поседевших волос, выбившихся из-под косынки, я вдруг представил её молоденькой девчушкой, которая в семнадцать лет пришла работать на ХПП. И звали её тогда просто Катюшей.

 


До революции село во многом жило не только за счёт хлебопашества, скотоводства и садоводства, но и за счёт торговли, которая в летние дни кипела прямо на пристани, где швартовались пассажирские пароходы общества «Меркурий». Спелые, сочные яблоки, копчёное сало, вяленую волжскую рыбу, ягоды, молоко, яйца и сметану – всё это предлагали пассажирам красновидовские хозяйки


 

– Сначала поставили на погрузочные работы, – вспоминала она. – Сгребали зерно лопатами, грузили вручную. Затем поставили визировщицей в лаборатории: отбирала пробы зерна на анализ. Посылали на учёбу на курсы в Казань, училась у старших наставников…

Суровую школу прошла Екатерина, работая на хлебоприёмном пункте в трудные военные годы. На её глазах шла постепенная реконструкция пункта: здесь установили механические транспортёры, значительно облегчившие труд людей. А однажды произошёл случай, который едва не стоил ей жизни.

– Это было при погрузке хлеба на баржу, – рассказывала она. – Зерно с ленты транспортёра стало просыпаться в воду – воронка бункера засорилась, и я наклонилась, чтобы протолкнуть зерно, не заметив, как кис­ти моего нарядного платка попали на вращающийся вал. Вмиг мне горло сдавило – не вздохнуть, не крикнуть. Сознание потеряла. Очнулась – ничего не пойму. Лежу на кровати дома, рядом врач в белом халате, у изголовья мама вся в слезах… Потом рассказали, что кто-то заметил, как меня затянуло. Успели крикнуть, чтобы транспортёр остановили. Директор ХПП меня на руках домой принёс. Переживали все, думали, погиб­ла. Ничего, обошлось… Зато инженер по технике безопасности Иван Григорьевич Брусевич такой нагоняй получил – долго, наверное, помнил!

Здесь же, на ХПП, встретила Екатерина свою любовь и судьбу. Вышла замуж за Ивана Кудрявцева – его тогда из Казани в Красновидово прислали. У Екатерины и Ивана родилось трое детей. Старший Евгений работает на ХПП электриком, дочь Валентина – здесь же бухгалтером. Есть семь внуков, многие из которых также трудятся на ХПП.

– Все на здешнем хлебе выросли, – смеётся Екатерина Павловна. – Все красновидовские нахлебники!

Дождалась она и пра­внуков. И, как знать, может, недалёк тот час, когда они сменят своих родителей на предприятии, которое стало для многих Кудрявцевых родным.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще