Конь, который не лошадь

Название села Конь Пестречинского района к лошадям не имеет никакого отношения

Да и практически нет лошадей в этой лесной деревеньке, расположенной в пяти километрах к юго-востоку от райцентра. А произошло название от татарского слова «кун», «кон», что в переводе на русский язык означает «светлый день».

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: Шамиль Багаутдинов

 

село-конь
Сельчане охотно посещают Дом культуры.

 

Название села Конь в Пестречинском районе ассоциируется с красивым и благородным животным, верным другом человека на протяжении тысячелетий. Но каждый местный житель знает, что к лошадям это название не имеет никакого отношения.

 

Да и практически нет лошадей в этой лесной деревеньке, расположенной в пяти километрах к юго-востоку от райцентра. А произошло название от татарского слова «кун», «кон», что в переводе на русский язык означает «светлый день».

 

РЕАЛЬНОСТЬ И МИСТИКА

– Далёкие предки моих односельчан жили на территории нынешнего села Вознесенское Высокогорского района, – рассказывает ветеран труда, бывший директор школы Рашида Галявиева. – А когда Иван Грозный завоевал Казань, издал указ «отселить татар на сорок вёрст дальше». Я как-то ездила по старой прямой дороге: отсюда до Казани ровно сорок километров. То есть наши предки отселились точно на обозначенное в указе расстояние и ни на версту дальше – вот какой дотошный был народ!

Обосновались вознесенцы на высоком берегу таёжной реки Мёши. Вокруг стоял дремучий, непроходимый лес, были болота, а возвышенность, где поселенцы вбили в землю первый кол и поставили срубы, была хорошо освещена солнцем. Поэтому и назвали они свою деревню Кун. Постепенно название Кун деформировалось в Конь.

 


В 1859 году в Конь-деревне уже проживали 824 мужчины и 451 женщина. К 1920 году население достигло 1555 человек. Репрессии и годы войны отразились на численности: в послевоенном 1949 году здесь насчитывалось 1317 человек. К закату советской эпохи в Куне проживали 998 человек


 

Имеет право на существование ещё одна версия названия Конь-деревни. Её автор, татарский писатель Рабит Батулла, считает, что в этих краях проживали мастеровые люди, которые выделывали кожу. А татарское слово «кун» в ещё одном значении переводится на русский как «кожа». Старожилы села, а в их числе и Рашида Галявиева, больше склоняются к первой версии.

– Там было много родников, в том числе и колодец «Изгелар коесы», считающийся святым источником, откуда многие до сих пор набирают воду, – продолжает Рашида Вагизовна. – Недалеко от него, на другом берегу ручья, есть три могилы – очевидно, первопоселенцев. У нас существует поверье, что если кто заболеет, то, поработав над улучшением ограды этих захоронений, сразу выздоравливает. Так и выросла здесь решётчатая ограда 2–3-метровой высоты.

Возле кладбища раньше была первая мечеть с одной маковкой, стояли дома. В одном из них хозяева умерли, но никто в этот дом селиться не хотел, на двери висел большой амбарный замок. Людей отпугивали слухи, что там бродят души умерших. Был даже такой случай. Односельчанин по имени Кавый как-то провожал ночью девушку и вдруг услышал, как из пустого дома раздаются громкие голоса, песни, как будто свадьбу там играют. Хотите – верьте, хотите – нет, – заключила моя собеседница.

 

ГРАМОТНОСТЬ СЕЛЬЧАН ОБЕСПЕЧИЛИ МЕДРЕСЕ

Первые сведения о деревне Кун появились в 1648 году. В XVIII – первой половине XIX века местные жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, ремесленничеством. По первой проведённой здесь в 1782 году подушевой переписи, учитывавшей только лиц мужского пола, число жителей составило 110 человек. Это подтверждает и языковед, доктор филологических наук, профессор Фирдаус Гарипова, которая пишет:  «Во многих исторических источниках упоминается эта деревня. К примеру, в сборнике Д.Корсакова (ХVIII век) есть данные о том, что в деревне проживали 110 татар».

Благоприятные условия для земледелия способствовали неуклонному росту населения. В 1859 году в Конь-деревне уже проживали 824 мужчины и 451 женщина. К 1920 году население достигло 1555 человек. Репрессии и годы войны отразились на численности: в послевоенном 1949 году здесь насчитывалось 1317 человек. К закату советской эпохи в Куне проживали 998 человек.

 

мечеть-в-селе-конь
Белокаменную мечеть построена в 1997 году.

В начале XX века в селе было две мечети и столько же медресе. В верхней части села было расположено медресе муллы Фатыха, в нижней – Кадыра Гисметдинова. В одном из них обучали в основном религии, а в другом, помимо ислама, преподавались различные науки – математика, история, география, арабский язык и другие. В медресе обучались около тысячи молодых людей. Есть сведения, что первый выпуск состоялся в 1897 году.

Из обоих медресе вы­шли грамотные люди, которые впоследствии стали государственными чиновниками. Это Шайхетдин Тагиров, Ахат Валиев, Гаффар и Гафур Сабитовы, Ибрагим Халимов, Ахметша Ахметзянов. И соратник Мулланура Вахитова, член мусульманского комитета Северного фронта и редколлегии фронтовой газеты «Сугыш сафы» («Боевые ряды») Мингаяз Конов тоже окончил медресе в Коне, а после поступил в известное медресе Казани «Мухаммадия».

В дореволюционном Коне также функционировали водяная мельница, кузница, восемь мелочных лавок – наиболее популярного типа торговых точек XIX – начала XX века на территории Российской империи. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2029 десятин.

До 1920 года село входило в Селенгушскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. Затем перешло в состав Лаишевского, а с 1924 года – Арского кантонов Татарской АССР. С 10 августа 1930 года село Конь было отнесено к Пестречинскому району.

 

НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО

Своим лугам, родникам, колодцам, горам и мостам жители Конь-деревни давали очень интересные названия, связанные с именами разных людей. Возьмём, к примеру, историю Логинова болота. Как-то ещё в годы первой русской революции в сосновом бору, простирающемся в сторону Пестрецов, произошла жестокая драка между пестречинцами и местными мужиками. В результате этой драки погиб некто Логинов. С тех пор эта местность и называется Логиновым болотом.

Не менее интересна история Айтугановой горы. Возвращаясь из леса на гружённой дровами подводе, местный мужик по имени Айтуган оказался под опрокинувшимся возом и погиб. С тех пор эта гора и носит имя Айтугана.

Луг возле фермы называется Котларчу, что в переводе с татарского означает «поздравлять». «Виной» этому названию – крестьянин по имени Котлый, который выкорчевал пни в этом месте.

В трёх километрах от села есть Исмагилов колодец. Мужчину, выкопавшего его, звали Исмагилом. Когда-то в деревне жил кузнец по имени Александр. Его дом и кузница были рядом с мостом. Вот и назвали эту стлань, не мудрствуя лукаво, Санькин мост.

 

ИМ ЕСТЬ КЕМ ГОДИТЬСЯ

 

Багауов1
Глава Конского сельского поселения Рифгат Багауов.

Сейчас в Конь-селе проживают 977 человек, насчитывается более трёхсот домохозяйств. Почти половина домов летом заселяется дачниками. Отстроенные казанцами новые коттеджи украсили облик села. Меняется и образ жизни сельчан, большинство из которых едут работать в райцентр или Казань. Немного остаётся тех, кто занимается традиционными земледелием и скотоводством. Ведущая агрофирма «Марс», в которой в последнее время трудились 35 человек, оказалась не в состоянии выплатить миллионные банковские кредиты и признана банкротом, имущество было описано и выставлено на торги.

История с этой процедурой длится с 2015 года. Как пояснил начальник райсельхозуправления Ерик Сабиров, местным властям удалось оставить скот в районе, используя на торгах преимущественные права смежников – более состоятельных хозяйств, находящихся рядом. Но загвоздка в том, что в торгах участвовало два хозяйства – КФХ «Хамбиков И.Р.» и ООО «Сафари», между которыми пошли судебные тяжбы. Уже прошло около пяти-шести процессов, ожидается рассмотрение спора в Арбитражном суде республики.

Пока суд да дело, бывшие работники «Марса» были вынуждены искать работу. Механизаторы устроились в хозяйство Илнара Хамбикова, которое нынче успело засеять часть полей фирмы-банкрота. Животноводам пришлось труднее, ведь скот (а это 830 голов КРС, в том числе триста дойных коров) перевезли в другое хозяйство. Кто-то пошёл подрабатывать на «шабашке», кто-то ездит трудиться в город или райцентр, а кто-то вкалывает в своём подсобном хозяйстве. Многим, чтобы прокормить семью, пришлось устроиться на две-три работы и пахать, как конь, что очень символично для села с одноимённым названием.

– Когда-то у нас было мощное передовое хозяйство, даже семинары союзного и всероссийского значения на его базе проходили, – говорит глава Конского сельского поселения Рифгат Багауов. – Последний такой семинар был в 1993 году, тогда при подготовке к нему полностью обновили материально-техническую базу. А сейчас фермы пустуют в ожидании новых хозяев, которые, надеемся, в будущем заполнят их скотом.

 

Галявиева
Ветеран труда, бывший директор местной школы Рашида Галявиева.

Несмотря на все перипетии, село живёт своей тихой жизнью. Хотя в местной школе осталось лишь 29 учащихся, но 30 ребятишек ходят в детский сад, а это внушает оптимизм. Сельчане охотно посещают Дом культуры, библиотеку, книжный фонд, которой насчитывает двенадцать тысяч экземпляров, красивую белокаменную мечеть, построенную в 1997 году.

Местные жители гордятся своими известными земляками – представителями театрального искусства братьями Айдаром и Фердинандом Хафизовыми, Раушаниёй Юкачевой, общественными деятелями Рафаэлем Набиуллиным, Раисой Насыбуллиной, Тахиром Мухутдиновым, Равилёй Сафиуллиной и другими.

– У нас дружное село, – гордится глава поселения. – Например, мы на сто процентов выполняем программу самообложения, согласно которой на каждый собранный сельчанами рубль государство прибавляет ещё четыре. Эти деньги идут на благоустройство. Вот собрали мы 290 тысяч рублей, всего получилось один миллион 450 тысяч. На них построили новый памятник павшим на войне, обновили колодец «Изгелар коесы», на нескольких улицах отремонтировали дорогу и провели освещение. На полученный грант в размере одного миллиона ста тысяч рублей в позапрошлом году огородили и заасфальтировали территорию Дома культуры. На пожертвования сельчан обшили здание мечети, поставили новые металлические ворота.

Рифгат Багауов особо подчеркнул, что растёт и деловая активность его односельчан. Так, Рауф Ахунов, воспользовавшись грантовой поддержкой в размере 3 млн рублей, построил мини-ферму, купил одиннадцать племенных тёлок. Ильгизар Батиков своими силами отстроил птицеферму, где содержит около двух тысяч гусей. У ИП «Аюпов» имеется две теплицы…

Именно на таких людях держится стареющее село. Станет их больше – расцветёт и село Конь.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще