Когда из окна видна Родина

В Нижнекамском музее открылась коллективная экспозиция

Инициатором выставки стал народный художник РТ, первый заместитель Союза художников Республики Татарстан Мударис Мингазов, чья творческая карьера началась в Нижнекамске.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

 

vus2

 

Удивительная выставка открылась в одном из самых новых выставочных залов Татарстана – Нижнекамском городском музее народного художника РТ, лауреата Государственной премии имени Габдуллы Тукая Ахсана Фатхутдинова: имена участников коллективной экспозиции из Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Елабуги, Заинска, Нижнекамска громкие, а выставка камерная – тихая, камерная.

 

Пожалуй, так и надо говорить о самом сокровенном, о вечном – вполголоса. Самое сокровенное – не побоимся этого высокого слова – Родина. И очень личный, непоказной и уж однозначно неконъюнктурный получился разговор.

Инициатором выставки стал народный художник РТ, первый заместитель Союза художников Республики Татарстан Мударис Мингазов, чья творческая карьера началась в Нижнекамске. Мударис Мухетдинович признается, что музей имени художника, чье имя еще при жизни стало своего рода визитной карточкой Нижнекамска, он сознательно выбрал для этой коллективной экспозиции, чтобы символически собрать у него в гостях коллег, с которыми Ахсан Фатхутдинов поддерживал дружеские отношения.

Лауреаты Государственной премии имени Габдуллы Тукая Изабелла Рогожина и Марина Нигматуллина, заслуженные деятели искусств Айдар и Нияз Хисамовы, Закир Батраев, Альфия Ильясова, Альфрид Шаймарданов, Виктор Тимофеев, заслуженный художник России Зуфар Гимаев, народный художник РТ Рустем Кильдибеков – всего 25 участников, и что ни имя, то личность в искусстве.

 

luk

 


Вряд ли кто из посетителей обойдет вниманием жанровое полотно Елены Острой «Горький лук». Здесь опять незамысловатый сюжет: хозяйка готовила еду, чистила лук, да остановилась переждать слезу: ведь где лук, там и слезы


 

…Кажется, старая Елабуга сама просится на полотно и дает бесконечный стимул для творчества своими милыми, незатейливыми мотивами. Как раз такое полотно выставила А.Габдрахманова – это один из тех пейзажей, что согревают и успокаивают; в такую тишь и благодать хочется закутаться, когда хочется тишины и покоя. Каждая мелочь к месту, каждый мазок со смыслом: прикоснулась кисть к холсту – вот рябина, опять прикоснулась – вот сосулька, собачка, бабкина шаль, клюка… Только разве это мелочи, если без бликов на снегу, без бабкиных валенок нет маленького среднерусского городка с непростой, но блестящей судьбой?

Казань уходящая – ностальгически красивая, но, увы, уже прошлая. Это еще один городской пейзаж другого автора, маститого Закира Батраева. Более чем скупая палитра, прямые линии создают философский настрой: то ли жаль Казань, то ли нет – такую, теснимую новостроями… Было ведь и в этом дворике когда-то красиво, уютно, молодо; города – они ведь как люди, стареют… Похожим настроением дышит полотно-размышление «Чистопольский дворик» преподавателя детской художественной школы Айрата Шайдуллина. Все та же щемящая мысль: куда же вы уходите, родные! Ах, да не о домиках же картина, не о крылечках: о людях – любимых, тихо уходящих, покорно судьбе и времени…

 

kazan

 

Есть и другая Казань – Татьяны Бердниковой – шумная, суетливая, новая, свежая. Город один – настроение разное, но одинаково близкое.

Совсем другое настроение у нижнекамца Олега Исаева в ироничной провинциальной картинке «В дозоре». Незамысловатый мотив, ребенку понятный: вот кошка, вот забор, вот гусыня, вот гусята… Что они делают? Да город же стерегут! Но сколько нежности в этом «детском» сюжете! Невесомыми касаниями разбрасывает художник по холсту головки незамысловатых цветов! С задором выводит курносый профиль кошки! Намечает в дымке крыши с трубами, неожиданно четко прорисовывает изгородь – грань, за которой готов проснуться охраняемый верными стражами городок.

 


Лауреаты Государственной премии имени Габдуллы Тукая Изабелла Рогожина и Марина Нигматуллина, заслуженные деятели искусств Айдар и Нияз Хисамовы, Закир Батраев, Альфия Ильясова, Альфрид Шаймарданов, Виктор Тимофеев, заслуженный художник России Зуфар Гимаев, народный художник РТ Рустем Кильдибеков – всего 25 участников, и что ни имя, то личность в искусстве


 

Альберт Шиабиев выставил две работы: 2013 года «Прекрасное воскресенье» и совсем свежий натюрморт «Осеннее раздумье». Дистанция во времени невелика, но как прекрасно непохожи плотна! Многофигурная жанровая композиция, изображающая зимнюю рыбалку, дает художнику и зрителю возможность поиграть в чудесную игру; по своей прихоти он расставляет фигурки рыбаков, которые в один момент, кажется, выходят из-под его власти и начинают жить собственной жизнью. «Осеннее раздумье» – уже не игра – загадка, ее хочется разгадывать долго, улавливать прихотливый и богатый язык бронзы, изумруда, чтобы наконец понять откровение и смысл линий.

Вряд ли кто из посетителей обойдет вниманием жанровое полотно Елены Острой «Горький лук». Здесь опять незамысловатый сюжет: хозяйка готовила еду, чистила лук, да остановилась переждать слезу: ведь где лук, там и слезы. Ох, луковые ли? Целая повесть рассказана: что-то томит, печалит молодую женщину, пусть хоть слезы помогут, даром что луковые! В сюжетных композициях всегда так: сначала видишь историю, потом детали и средства, которыми она рассказана: витиевато закрученная шелуха цвета червонного золота, перстенек на тонком, недеревенском пальце, желтое зерно в кукурузном початке, старинный стул, музейная лампа – давно живут в этом доме люди…

Ни одна коллективная выставка немыслима без портрета. Эта – не исключение. Альберт Саттаров выставил свою любимую работу 1992 года «Портрет мамы с кувшином». Известный портрет, обошедший не одну выставку.

 

vus

 

Два не менее известных, но не утративших новизны женских портрета показал Ильдус Муртазин. Умеет мастер любоваться натурой и создавать на полотне праздник!

Особого внимания стоит портрет художника Владимира Никольского кисти Малика Яруллина: на нем то ли Володька-хулиган в растянутом свитере, то ли ангел светлый… При полном портретном сходстве – совершенная импровизация на тему «Художник и модель».

«Арский натюрморт» Рустема Кильдибекова – работа 1974 года, ставшая хрестоматийной. Множество подробностей – это целая повесть о главном деле жизни маленького, как сказали бы сегодня, моногородка. На первый взгляд, почти чистый цвет: так рисуют дети, но приглядишься и поймешь, из какого множества оттенков лепит мастер почти незаметным мазком гимн человеческому труду.

Что ни работа, то слово о родном, дорогом, нетленном. Есть у настоящего искусства такая магия: все, к чему оно прикасается, становится вечным.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще