Каждый бюджетный рубль основан на множестве расчётов

О том, как идёт работа над бюджетом, рассказывает министр финансов республики Радик Гайзатуллин.

Фото: orenburzhie.ru; tatarstan.ru

 

 

Президент Татарстана направил в республиканский парламент бюджетное послание. Как шла работа над формированием главного финансового документа республики, какие есть новшества в бюджетной политике? Эти и многие другие вопросы мы задали министру финансов республики Радику Гайзатуллину.

 

– Радик Рауфович, бюджет на 2022 год является двадцатым бюджетом нашей республики, подготовленным под вашим руководством. Имея огромный багаж знаний, колоссальный опыт, как вы оцениваете вновь подготовленный документ?

– Спасибо, что напомнили об этой дате. За прошедшие два десятилетия, говоря в целом, экономика нашей республики окрепла и стремительно развивается. Но этот путь тернист, проходит через испытания, и мы постоянно находимся в поисках лучших решений. Через призму бюджета можно изучать историю нашей республики. За этот период мы столкнулись с такими испытаниями, как засуха в 2010 году, кризисы 2009, 2014 и 2020 годов. За эти годы прошло полное обновление бюджетного кодекса, введение местного самоуправления, совершенствование правового положения бюджетных учреждений, внедрение долгосрочного планирования, различные мероприятия политического характера и спортивной направленности мирового масштаба.

Наша республика вышла на новый уровень развития, повысилось качество жизни населения, столица стала узнаваемой во всём мире. Всё это – благодаря грамотной политике руководства нашей республики, и, несомненно, всё это отражено в бюджете. несмотря на трудности, возникающие в экономике, со­вместно принимаются глубоко проанализированные решения. Так, например, во время кризиса в 2009 году мы приостанавливали траты капитального характера, которые после стабилизации были возобновлены. Проведены были мероприятия по оптимизации бюджетных расходов. Этот же опыт мы использовали в прошлом году, когда весь мир столкнулся с последствиями COVID-19. Принимаются различные решения по поддержке малого и среднего бизнеса.

Бюджет на следующий год, так же как и предыдущие, основывается на ожидаемых итогах года, «базовом» варианте Министерства экономического развития Российской Федерации и основных показателях социально-экономического развития республики на 2022–2024 годы. Ежегодные изменения федерального законодательства, с одной стороны, уменьшают доходную базу, с другой – увеличивают расходную часть нашего бюджета. В итоге происходит серьёзное утяжеление бюджета республики. В этих непростых условиях нами сформирован бюджет на предстоящие три года.

 

– Как известно, работа над бюджетом начинается с формирования доходной части. Как оно проходит?

– Говоря о доходах, скажу, что работа над ними начинается ещё весной. Конкретизируются объёмы отдельных доходных источников, рассматриваются вопросы финансово-хозяйственной деятельности с представителями хозяйствующих субъектов и муниципальных образований, предприятий, специалистов Министерства экономики, налоговой службы, а также отраслевых министерств. Каждый рубль, поступающий в бюджет, основан на множестве расчётов и спрогнозирован скрупулёзно.

Бюджетная система республики включает в себя 45 бюджетов районов и городов. Трудно переоценить нашу взаимосвязь с представителями муниципальных образований во время формирования главного финансового документа республики. Рассматривались их предложения по формированию доходной части местных бюджетов. В результате прогноз по объёмам доходов местных бюджетов согласован с муниципалитетами без разногласий.

Среди доходов основными являются налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, налог на имущество организаций. Общий объём налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 2022 год прогнозируется в объёме 296,8 миллиарда рублей, на 2023 год – 306,4, на 2024 год – 318 миллиардов рублей.

 

 

Радик ГАЙЗАТУЛЛИН,
министр финансов республики:

За девять месяцев текущего года республиканский бюджет исполнялся достаточно успешно. Реализуются все запланированные мероприятия. Доходы мобилизуются в основном в ожидаемых объёмах, что, в свою очередь, позволяет выполнять и расходную часть бюджета.

– Радик Рауфович, расскажите, пожалуйста, об особенностях расходов республиканского бюджета на следующий год. И не уменьшатся ли объёмы капитальных расходов?

– Уровень первоочередных и социально значимых расходов сохранится. В плановом бюджете на 2022 год он составит 79 процентов от общего объёма расходов. В структуре расходной части полностью предусмотрены средства на повышение заработной платы до средней в экономике отдельных категорий работников бюджетной сферы, а также учтено повышение минимального размера оплаты труда. Общая сумма расходов на социальную политику прогнозируется в размере 44,6 миллиарда рублей, в том числе социальные выплаты – 21,5 миллиарда рублей. За последние три года произошёл существенный рост объёмов социальных выплат. Их сумма возросла на 65 процентов.

Хочу подчеркнуть, что продолжится начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры. Также предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет.

Расходная часть консолидированного бюджета без учёта федеральных средств на 2022 год прогнозируется в объёме 307,7 миллиарда руб­лей, на 2023 год – 319,1, на 2024 год – 323 миллиардов руб­лей.

 

– В ходе формирования бюджета осуществляется ли взаимодействие с местными органами? Какое влияние они оказывают?

– Для бюджетной системы республики огромное значение имеют взаимоотношения с бюджетами регионов. Принципиальным моментом здесь является самостоятельность бюджетов всех уровней. В то же время мы все в республике понимаем – и государственные органы власти и управления, и местные органы само­управления – бюджетная политика и бюджетная дисциплина должны быть едины для всех. Соответственно, в единых правилах заложено успешное выполнение бюджетов всех уровней. Как говорится, один за всех – все за одного.

На совещаниях с представителями муниципалитетов ежемесячно рассматривается текущее исполнение местных бюджетов, ежеквартально подводятся итоги с участием Президента, своевременно изучаются вопросы, требующие решения. У многих есть желание потратить больше, чем позволяют доходы. На встречах по вопросу формирования бюджета обсуждались предложения регионов сверх сценарных условий. Эти предложения обобщены и могут быть реализованы в ходе исполнения бюджета за счёт дополнительно полученных доходов, доходов от внебюджетной деятельности, экономии расходов.

 

– Вы сказали, что в основу будущего бюджета закладывается его текущее исполнение. Как идёт исполнение бюджета республики на сегодняшний день?

– За девять месяцев текущего года республиканский бюджет исполнялся достаточно успешно. Реализуются все запланированные мероприятия. Доходы мобилизуются в основном в ожидаемых объёмах, что, в свою очередь, позволяет выполнять и расходную часть бюджета.

По отчётным данным, за девять месяцев текущего года налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет республики в объёме 232,5 миллиарда руб­лей.

Финансируются все запланированные расходы. Свое­временно выплачиваются заработная плата работникам бюджетной сферы, проиндексированные социальные выплаты и пособия, оплачиваются коммунальные услуги бюджетных организаций, финансируются национальные проекты, реализуются инвестиционные программы.

В заключение нашей беседы хочу поблагодарить редакцию газеты «Республика Татарстан» и её читателей за постоянный интерес к вопросам бюджета.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще