Заснеженный овал озера, вытянувшегося с запада на восток на два с лишним километра, сверху напоминает гигантское блюдо, на котором издали чёрными горошинами выглядят фигурки многочисленных рыбаков, приезжающих сюда в выходные дни. Любители подлёдного лова облюбовали этот водоём уже давно.
Окунь и густера, щука и подлещик, сорожка и краснопёрка – эти и другие виды рыб становятся добычей местных и приезжих рыбаков, которые едут сюда за десятки километров не только из Зеленодольска, но и из Казани.
БЕГУЩАЯ ВОДА, СПЕШИШЬ КУДА?
Ильинское озеро можно смело назвать одной из жемчужин водного ожерелья озёр в окрестностях раифского заповедного бора. Эти водоёмы связаны между собой мелководной речушкой с необычным названием Сумка. Красота здешних мест неописуема. Неслучайно вблизи Ильинского в советские годы функционировали целых пять пионерских лагерей, где проводили летние каникулы школьники из Казани, Зеленодольска и посёлка Васильево.
Люди селились на этих берегах с незапамятных времён. Когда-то на месте современного села Ильинское, которое раскинулось на берегу живописного озера, находилось марийское поселение. Издавна здесь проживали лесные черемисы. «Люди леса» – так называли их в старинных летописях русские дьяки. Занимались они земледелием, охотой, рыболовством, сбором грибов, трав и ягод.
Кстати, ещё задолго до того, как здесь застучали топоры первых русских поселенцев и был возведён храм Ильи-пророка, село имело другое название – Ошлангер, что в переводе с марийского означает «бегущая вода». Значилось Ильинское в документах тех лет также и под названием Уразлино.
В XVII веке после основания Раифского монастыря, одного из оплотов православия, сюда, на окраины страны, устремились сотни русских переселенцев, среди которых было немало беглых крепостных крестьян, не желавших гнуть спину на помещика
И лишь с середины XVII века, когда на берегу соседнего Раифского озера иноком Филаретом был основан монастырь, сюда, на новые земли государства Российского, хлынул поток переселенцев. Тогда перед марийским населением встала дилемма: либо, отказавшись от своих прежних языческих богов, принять православие, либо навсегда покинуть эти места.
Часть жителей марийского села приняла новую веру и крестилась, другие же ушли на запад, основав на новом месте, на берегу озера Ватыньер, поселение. Сегодня оно находится на территории Волжского района соседней республики Марий Эл. Что же касается Ошлангера, то оно получило новое название – в честь храма Ильи-пророка, который и поныне возвышается на восточной окраине села.
ПОД КРЫЛОМ СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ
В XVII веке после основания Раифского монастыря, одного из оплотов православия, сюда, на окраины страны, устремились сотни русских переселенцев, среди которых было немало беглых крепостных крестьян, не желавших гнуть спину на помещика. Строгий государев указ требовал «бить беглецов кнутом», возвращая их хозяину. Но очень часто монастыри, которым требовались работники, укрывали нарушителей устоев. Такие крестьяне назывались «монастырскими детёнышами». Они корчевали лес, распахивали пашню, пасли скот на пойменных лугах речки Сумки, пронизывающей озеро. Приходилось им работать и на монастырском подворье, поставлять продукты инокам в трапезную.
Конечно же, под защитой отца-игумена крестьянам жилось гораздо лучше, чем под властью помещика-самодура, дравшего с работников три шкуры за малейшую провинность. А вскоре новый царский указ закрепил за монастырями возникшие рядом с обителями сёла и деревеньки. Ильинское вместе с другими поселениями приписали к Раифской обители. Теперь уже никто не мог вернуть беглецов барину.
В начале XIX века здесь, на месте прежней деревянной церкви, сгоревшей во время пожара, возвели новый каменный храм, который сохранился до наших дней. Село Ильинское стало центром крупной административной единицы – волости, в которую входили окрестные сёла и деревушки: Айша, Атлашкино (более раннее название – Одинцово), а также Сафоново, Грузинка, Успенка и другие.
ПРАЗДНИКИ И БУДНИ СЕЛЬСКОЙ ГЛУБИНКИ
Кроме волостного правления, в Ильинском находилась также и церковно-приходская школа. К началу двадцатого столетия Ильинское насчитывало уже свыше трёхсот дворов.
Стояла на горе ветряная мельница. В низине у ручья, впадавшего в озеро на восточном берегу, где находилась кузница, с утра до вечера звенели молотки мастеров ковки.
Летом местные крестьяне, помимо хлебопашества, занимались отхожим промыслом – пережигали сухостой на древесный уголь, который поставляли на стекловаренный завод купца Богданова в соседнее село Васильево. До сих пор песок на восточном берегу озера, где жгли валежник, имеет чёрный оттенок из-за мельчайших частиц угля и золы. Изготавливали также ильинцы деревянные ящики для стеклопосуды, делали из тальниковой лозы корзины и оплётку для стеклянных бутылей – опять же по заказу хозяина Васильевского стеклозавода.
В целом, как и большинство сёл тогдашней российской глубинки, Ильинское жило тихой и размеренной патриархальной жизнью.
Каждое воскресенье плыл над ним звон церковного колокола, созывая на службу богомольцев. По утрам в пору весенне-летней страды крестьяне запрягали лошадей и выезжали на пашню или в луга на сенокос. И никто не ожидал, что совсем скоро привычная жизнь сельского труженика будет нарушена грозными событиями, которые потрясут тогда всю, казалось бы, незыблемую Российскую империю.
АВСТРИЙСКИЙ ШТЫК И ПАТРОН ОТ РУССКОЙ ТРЁХЛИНЕЙКИ
Потемневший австрийский штык времён Первой мировой войны несколько лет назад нашёл в лесном овраге на окраине села проживающий в Ильинском Александр Никитин. Такими штыками оснащали тогда немецкие винтовки, бывшие на вооружении у белочешских легионеров. А ещё раньше другой местный житель передал мне довольно хорошо сохранившийся патрон от русской трёхлинейной винтовки Мосина. Его он обнаружил у себя на огороде, когда перекапывал землю под грядки.
В одном из местных дворов мне довелось увидеть элементы затвора винтовки, а также часть пулемётной ленты, вероятно, от «Максима».
И подобные находки попадаются здесь очень часто. В основном это стреляные гильзы от винтовок и наганов, солдатские пуговицы с двуглавыми орлами, пряжки и прочие атрибуты воинского обмундирования и снаряжения.
Приказ об артиллерийском обстреле сёл, которые предупреждали колокольным звоном о наличии в них красногвардейцев, отдал не кто-нибудь, а сам председатель РВС Лев Троцкий, находившийся в это время в нескольких верстах от Ильинского – на правом берегу Волги на железнодорожной станции Свияжск
Все эти находки, случайно обнаруженные местными жителями и приезжими дачниками в окрестностях села, свидетельствуют о том, что в грозном 1918 году здесь шли кровопролитные сражения вспыхнувшей в России Гражданской войны.
Тогда Ильинское оказалось в самом центре боевых действий между белогвардейскими отрядами чешских легионеров и бойцами Красной Армии. После взятия Казани чешские батальоны рвались к Свияжску, стремясь захватить железнодорожный мост через Волгу, открывавший им путь на Нижний Новгород и Москву. На станцию Свияжск срочно прибыл председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. Чтобы остановить белых, он поступил жёстко. Чего, к примеру, стоит его приказ о расстреле на волжском берегу каждого десятого красноармейца петербургского полка печатников, которые оставили позиции и отступили к Свияжску, не выдержав атаки белогвардейцев.
РОКОВОЙ ЗВОН ЦЕРКОВНОГО КОЛОКОЛА
В тот день, когда белогвардейцы наступали на Паратск со стороны Раифы, в Ильинском находилась красногвардейская часть. Над селом гулко и печально зазвонил колокол: хоронили жену местного священника отца Виктора Черкасова. Не прошло и получаса, как со стороны раифского леса раздались выстрелы – на село наступали белочехи. Вот как вспоминала события той поры жительница села Мария Степановна Лобачева, которой тогда едва исполнилось четырнадцать лет:
– У нас во дворе тоже красноармейцы стояли… Подружка-соседка к нам прибежала и шепчет мне: «Слышь, Машутка, белые-то, говорят, уже в Раифе!» Тут в горницу комиссар заглянул. «Чего, – говорит, – ты сказала, дочка?» Не успела она ему ответить, а за окнами вдруг как затрещит! Выстрелы-то эти как хворост в печке, только ещё громче… Забегали все, кричат! Мужиков, баб, детишек малых – всех с улиц как ветром сдуло. Мы тогда всей семьёй в погреб от пуль спрятались. Через какое-то время поутихло всё. Выглянули на улицу, а там уже белочехи маршируют. Двое к нам во двор заглянули – воды напиться. Чудно так тараторили, а всё же понять можно: пить просят. Потом они дальше на Паратск ушли, у нас в селе наблюдательный пункт оставили – на ветряной мельнице. А дня три спустя красные со стороны Айши к селу подошли. Установили батарею из пяти орудий и прямой наводкой по селу бить стали. Что тут началось! Люди на телегах, на лошадях в лес за озеро уезжали. С того берега смотрели, как красные наше село обстреливали. Снаряды-то большие – с четвертную бутыль размером. Тогда едва ли не полсела выгорело…
Как выяснилось позже, приказ об артиллерийском обстреле сёл, которые предупреждали колокольным звоном о наличии в них красногвардейцев, отдал не кто-нибудь, а сам председатель РВС Лев Троцкий, находившийся в это время в нескольких верстах от Ильинского – на правом берегу Волги на железнодорожной станции Свияжск.
Так отомстили красные ильинцам за колокольный звон, который якобы стал сигналом к наступлению белых. Последним в срочном порядке пришлось покинуть село и отступать в направлении Казани, где они закрепились в селе Осиново. О поспешности их отступления свидетельствовали брошенный на мельнице кожаный подсумок с патронами, а также цейсовский бинокль с треснувшей линзой одного из окуляров. Всё это нашли после боя на ветряке местные мальчишки, первыми прибежавшие на мельницу после обстрела.
Вместе с белочехами тогда же ушёл из села и настоятель Ильинского храма отец Виктор. Видимо, вполне осознавал, что могут с ним сделать красные за роковой колокольный звон, который, по их мнению, и стал сигналом, предупредившим белых о нахождении в Ильинском красных бойцов.
Более века прошло с той поры, но и сегодня ильинские дачники, перекапывая землю под грядки, нет-нет да и находят на своих огородах стреляные гильзы от винтовочных и револьверных патронов – память о давно минувших боях Гражданской войны.