Как Горького по улицам водили…

Минувшие выходные прошли в Казани под знаком фес­тиваля «Горький+»

Казанский Арбат, набережная озера Кабан, Лядской сад, парк «Чёрное озеро», бывший Фёдоровский бугор… Везде происходило что-то необычное: от театрализованных променадов и дефиле до уличных концертов и игры в городки.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: kazan.aif.ru; Юлия Бидун, “РТ”

 

 

Минувшие выходные прошли в Казани под знаком фес­тиваля «Горький+», который своим мощным выбросом творческой энергии практически не оставил горожанам шансов остаться в стороне от этого крупного культурного события.

 

Казанский Арбат, набережная озера Кабан, Лядской сад, парк «Чёрное озеро», бывший Фёдоровский бугор… Везде происходило что-то необычное: от театрализованных променадов и дефиле до уличных концертов и игры в городки. По улицам Казани прогуливали и самого классика в косоворотке… в виде тростевой кук­лы.

Про восторг театралов нечего и говорить: в дни фестиваля они увидели полтора десятка спектаклей самых причудливых форматов. Среди них две «Вассы» – московская и качаловская, иммерсивный спектакль «Дачники», адаптированный к старинным интерьерам музея Е.Боратынского, перформанс «Горький татарин» от творческого объединения «Алиф» и даже спектакль в форме спиритического сеанса с вызыванием духа писателя. И всё это трёхдневное буйство режиссёрской фантазии было в честь скромного подручного пекаря, который бедствовал и пытался в Казани свести счёты с жизнью, но волею судьбы выжил и встал вровень с Чеховым и Толстым.

В школах когда-то ранние рассказы Горького надо было заучивать наизусть, но до его главных книг многие так и не дотянулись. Зрелый Максим Горький – сложный, трагичный – остался под спудом старого советского мифа. Зато имя писателя охотно приватизировали парки культуры и отдыха. Первый фестиваль, который год назад прошёл в Москве, так и назывался – «Горький в Парке Горького». Есть такой парк и в Казани, но там, кстати сказать, не наблюдалось никакой движухи. Хотя все остальные площадки, включая парки и музеи, были загружены по полной программе.

«Одно дело – в Москве придумывать какие-то фестивали, и другое дело – проводить его здесь вместе с вами. Я искренне рад, что Казань очень активно включилась в организацию этого проекта», – отметил на пресс-конференции художественный руководитель фес­тиваля «Горький+» и Московского театра Наций Евгений Миронов. И ещё не раз в эти дни он подчеркнёт: «Это наше совместное детище» и поблагодарит за поддерж­ку Раиса Татар­стана Рустама Минниханова.

«Горький тоже жил в переломный момент истории и является для меня художественным воплощением перемены эпохи. Всё, что он описывал тогда, сто лет назад, и к чему был причастен как общественный деятель, мне кажется очень актуальным сегодня. Поэтому важно заинтересовать его творчеством как можно больше людей», – считает худрук фестиваля.

 

 

Евгений Миронов провёл в Казани два полных дня. Помимо фестивальных площадок, он посетил премьеру детского экологического спектак­ля в Молодёжном театре на Булаке, поставленного при финансовой поддержке холдинга «СИБУР», а также побывал в селе Красновидово на Волге, где есть небольшой музей Горького. Собственно, там и состоялось открытие фестиваля.

«Я под большим впечатлением, – рассказал Евгений Миронов. – Во-первых, интересно было увидеть само это место и всё то, во что упирался взгляд самого Горького, может быть, в самый отчаянный период его жизни. Вы же знаете, в Красновидове он оказался вскоре после того, как пытался застрелиться. И у меня сразу же заработала фантазия: что он чувствовал, какие мысли его здесь посещали… Во-вторых, это местные жители. Они потрясающие. В них столько позитива! Мы гуляли, общались, выступал здешний ансамбль, а потом была уха… Мне кажется, люди ничуть не изменились. Многие прототипы горьковских рассказов были из этой же среды, и они продолжают здесь жить».

Встретился Евгений Миронов и с казанской публикой. Вместе с актрисой теат­ра и кино Александрой Урсуляк они прочитали со сцены БКЗ им. С.Сайдашева два душераздирающих рассказа Горького – «Страсти-мордасти» и «Рождение человека» в сопровождении фольклорного ансамбля «Комонь» и камерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Музыка Грига (одного из любимых композиторов писателя), полотна Ван Гога и горькое литературное повествование сошлись в спектакле-концерте режиссёра Марины Брусникиной, чтобы наполнить его сочувствием к человеку и одновременно восхищением его яростной и неизбывной волей к жизни.

В июле фестиваль «Горький+» получит своё продолжение в Нижнем Новгороде, а в августе его ждут в Москве, где будут представлены лучшие театральные проекты, в том числе созданные в эти дни в Казани. Что же касается дальнейшего, то на вопрос, вернётся ли фестиваль на «духовную родину» Горького, Евгений Миронов ответил: «Всё зависит от вас. Если приживётся, ничто не помешает нам это сделать».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще