24 сентября 2023

Как дотла гореть, спроси у пепла

Опубликовано: 31.10.2022 20:35

 

 

Так уж повелось, что малая сцена в театре – это поле экспериментов. «Кассу» они не делают, а для режиссёров, особенно молодых, это настоящая лаборатория. Например, не секрет, что основная камаловская публика не очень жалует переводные пьесы, а потому новый спектакль Айдара Заббарова «Пепел» предсказуемо пополнил репертуар малой сцены театра им. Г.Камала.

 

Пьеса японская, жанр сразу и не определишь: что-то среднее между ситкомом, позднесоветским рок-н-роллом и документальным театром. Но язык исполнения, в том числе песен Виктора Цоя, разумеется, татарский. А ещё в спектакле Заббарова много кинореминисценций – от дзеффиреллевских «Ромео и Джульетты» с музыкой Нино Роты до скандального «Джокера» Тодда Филлипса, который в свою очередь вдохновлялся фильмами Мартина Скорсезе, в частности «Королём комедии» с Робертом де Ниро. А вот чем или кем была навеяна пьеса ныне здравствующего японского автора Коки Митани «Академия смеха», из которой вышел заббаровский «Пепел», «Википедия» умалчивает…

К слову, Коки Митани не ограничивается лишь написанием­ пьес и сценариев. Им поставлено около семидесяти театральных спектаклей и снято восемь художественных фильмов, а кроме того, он известен как комедийный актёр. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что пьеса «Академия смеха» во многом автобиографична, несмотря на то что её действие происходит в 1940 году во время японо-китайской войны. Коки Митани тогда ещё даже не родился.

«Академия смеха» – это название труппы, у которой есть постоянный комедиограф, то есть драматург, пишущий комедии. И каждый раз он должен получить разрешение цензуры на постановку новой пьесы (кто помнит, в советских театрах были такие же правила, это называлось «залитовать пьесу»). Цензор – как водится, человек, далёкий от искусства и к тому же напрочь лишённый чувства юмора. Его воля, он запретил бы комедии и, вообще, театры в тяжёлое для страны военное время. На деле же формальная вроде бы процедура оборачивается бесконечными придирками и советами цензора, как переделать пьесу. И каждый раз автор выражает готовность переписать комедию заново в соответствии с абсурдными рекомендациями. И чем он услужливее, тем уморительнее становится пьеса.

Что на самом деле происходит в душе Автора (Эмиль Талипов), и какие планы возмездия за свои унижения он вынашивает – это уже область чисто режиссёрской фантазии. И бушующий виртуальный огонь, пожирающий и самого Цензора (Алмаз Бурганов), и его офис, заваленный бумажной стружкой (всё, что осталось от чьих-то писательских амбиций), – это ещё не самое зловещее, что проносится в голове обмякшего на стуле, морально раздавленного драматурга. А живой и невредимый Цензор тем временем недрогнувшей рукой пускает «под нож» его очередной опус.

 

 

В спектакле они даже внешне принадлежат к разным весовым категориям. Цензор похож на борца сумо, которого лишь суровая необходимость  заставила облачиться в белый костюм – столь же бесформенный, как и скрытая под ним избыточная плоть. Драматург же – типичный свободный художник: худой, нервный… И если бы не природная харизматичность Эмиля Талипова, которую он мужественно прячет за длинными сальными волосами и бесцветными интонациями, то эти двое смот­релись бы как идеальный комик-дуэт, где один понарошку бьёт, а второй размазывает по лицу клюквенный сок, один убегает – второй догоняет и так далее по одному и тому же кругу. Чёрная комедия, клоунада, одним словом. И до определённого момента так оно и воспринимается, но потом спектакль начинает явно дрейфовать в сторону драмы.

В предлагаемых обстоятельствах конформизм Автора – это единственная доступная ему форма протеста. Всё, что он может противопоставить системе запретов и ограничений, – это талант. И, по крайней мере, в данном случае это работает. Даже пародийный в своём твердолобом рвении Цензор, пережив новый и неожиданный для себя опыт «сотворчества», начинает что-то понимать про искусство…

Больше того, диалоги-скетчи Автора и Цензора перемежаются голосами реальных писателей, на себе испытавших превратности цензуры. Среди них – Тукай, Гаяз Исхаки, Карим Тинчурин, Хасан Туфан, Амирхан Еники… Мало кто из великих избежал этой участи. Поэтому прежде всего у них и вместе с ними театр пытается найти ответы на, казалось бы, риторические вопросы: возможно ли «мирное сосуществование» Искусства и Циркуляра, свободы и рамок дозволенного? «Стоит ли зажигать сигнальные костры или пора посыпать голову пеп­лом?..»

Все создатели спектакля «Пепел» ещё достаточно молоды. Это поколение, выросшее на песнях Виктора Цоя, поэзии Бродского и Туфана, на лучших образцах мирового кино и театра. И приятно, что их собственный голос сегодня тоже различим.


Фото: kamalteatr.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №162 (29318)


Добавить комментарий

23.09.2023

Путешествие через три столицы

Статус национального присвоен туристическому маршруту «Великий Волжский путь» на полях завершившегося во Владивостоке Восточного экономического форума.

22.09.2023

Байопик на пуантах

Татарский театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет новый сезон 26 сентября мировой премьерой балета «Иакинф» Резеды Ахияровой на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса.

22.09.2023

Рассказать молодежи о Пушкине на ее языке

XVI съезд Сообщест­ва пушкинских музеев состоялся в казанском Музее Е.А.Боратынского. Съезд проходил в столице Татарстана впервые.

21.09.2023

Храм возродили, вернется ли жизнь в село?.. В Татарстане открыли после реставрации старинную церковь

Колокольный благовест над деревней Архангельские Кляри Камско-Устьинского района возвестил на днях местным жителям и всей округе о возрождении одного из старейших в республике деревянного храма ˗ церкви Архангела Михаила.

18.09.2023

Сцены в театральном буфете

Созданная при арт-резиденции «Созвездие – Йолдызлык» труппа, не дожидаясь окончания ремонта в пострадавшем от пожара Алафузовском театре, решила вернуться в родные стены и приспособить под сценическую площадку бывший буфет.

  • Мы в соцсетях

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru