Августовский республиканский педсовет прошел вчера в Казани. Министр просвещения России Сергей Кравцов в своем видеообращении к участникам озвучил планы создания в школах страны единого образовательного пространства (сейчас для этого готовятся единые учебники по всем предметам, а общие для всех школ образовательные программы вводятся уже с 1 сентября этого года). В свою очередь глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин рассказал о достижениях и проблемах образования в Татарстане.
СЕКРЕТ УСПЕХА ОТ РАИСА ТАТАРСТАНА
Традиционное мероприятие с участием Раиса Татарстана прошло в этом году на площадке ИТ-парка имени Башира Рамеева.
А до начала педсовета на площади перед Госсоветом Татарстана Рустам Минниханов торжественно вручил ключи от новых служебных автомобилей начальникам отделов и управлений образования городов районов и республики. Церемония. Всего, сообщает пресс-служба Раиса РТ, специалисты на местах получили 49 новых автомобилей «Лада Веста». Рустам Минниханов выразил уверенность, что новые машины позволят сфере образования республики работать еще более эффективно.
Перед началом пленарного заседания совещания педагогов Раис Татарстана также встретился с выпускниками школ, набравшими в этом году максимальное количество баллов на ЕГЭ, а также с победителями международных и всероссийских школьных олимпиад. Это тоже уже традиция – каждый год в день большого августовского педсовета Рустам Минниханов встречается с талантливыми школьниками, успевшими стать студентами. Глава республики заверил молодых людей, что, куда бы они ни отправились учиться (не секрет, что многие из выпускников-высокобалльников выбирают московские и питерские вузы), их всегда будут ждать в родной республике.
– Не очень хорошо отношусь к тем, кто говорит: «Я – человек мира», – признался Раис РТ. – Я тоже человек мира. Но считаю, что мы все должны помнить свои корни, своих предков, помнить тот город, где ты вырос. Сегодня с молодежью надо обязательно работать. Будущее любой страны – это молодежь. И, конечно, молодежь обязательно должна видеть перспективы роста в своей стране. Посмотрите, разве наша Казань хуже, чем какой-то другой город? Наша столица растет и хорошеет!
Выпускники в свою очередь поинтересовались у главы Татарстана секретом его работоспособности. Он оказался прост: правильно расставлять приоритеты и… меньше спать. «Пораньше вставать и работать!» – напутствовал талантливую молодежь Раис Татарстана.
В ОДНО ПРОСТРАНСТВО ЗА ПЯТЬ ЛЕТ
Открывая пленарное заседание совещания работников образования, Рустам Минниханов напомнил, что 2023 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Он выразил благодарность всем учителям Татарстана за их такую важную, хотя и очень непростую работу.
Со слов благодарности педагогам за их усердный кропотливый труд и неравнодушное отношение к делу начал свое видеообращение к участникам педсовета и министр просвещения России Сергей Кравцов. Он отметил, что Россия фактически вошла в десятку стран мира по качеству общего образования, подтверждение чему – триумф наших школьников на международных олимпиадах.
Кравцов также призвал педагогов уделять приоритетное внимание воспитанию молодежи на основе традиционных морально-нравственных ценностей и напомнил, что сегодня в стране строится суверенная система образования. К концу 2025 года будут готовы унифицированные учебники по всем предметам, уже с этого года вводятся единые для всех школ общеобразовательные программы, а полный переход к единому образовательному пространству во всех школах России должен совершиться в течение пяти лет.
Кстати, об унификации сферы образования. Интересными наработками столичных специалистов поделилась с участниками республиканского педсовета гостья Татарстана, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Она рассказала о том, что сегодня в системе МЭШ (Московской электронной школы) разработаны единые сценарии уроков, тестовые задания, поурочные учебные планы на год вперед по каждому предмету, цифровые домашние задания с автопроверкой. Система электронной школы позволяет анализировать работу множества учителей на предмет того, насколько их методика ведения уроков отвечает унифицированным планам, таким образом как раз и достигается то самое единое образовательное пространство, а работа педагога становится прозрачной для проверяющих. Ракова призвала татарстанских педагогов включаться в это цифровое сообщество.
– Мы искренне благодарим Москву за возможность воспользоваться вашими наработками, – отметил Рустам Минниханов. – Это очень серьезное дело, и если бы мы занимались этим сами, на это ушло бы много средств»
ТРЕБУЮТСЯ УЧИТЕЛЯ
Сергей Кравцов в своем выступлении рассказал, что в этом году в вузы России были поданы рекордные 355 тысяч заявлений на педагогические специальности, и выразил надежду, что все эти новоявленные студенты позже придут в школу и будут работать по профессии.
| Ильсур Хадиуллин, министр образования и науки республики |
На начало учебного года потребность в учителях в школах Татарстана – около двух тысяч человек. Больше всего не хватает преподавателей математики, физики, русского и иностранных языков, педагогов начальных классов. |
А пока в Татарстане пока с педагогическими кадрами не все так гладко, как хотелось бы. В своем отчетном докладе министр образования и науки республики Ильсур Хадиуллин озвучил следующую ситуацию: на начало учебного года потребность в учителях в школах Татарстана – около 2 тысяч человек. Больше всего не хватает преподавателей математики, физики, русского и иностранных языков, педагогов начальных классов. Только по математике не хватает 306 педагогов, в то время как выпускников вузов по этой специальности в этом году – 147, и то не факт, что все они пойдут работать в школу… Такая же ситуация с учителями физики: при общей потребности в 146 человек Казанский федеральный университет выпустил лишь 40 педагогов.
Министр отметил что частично проблема решается за счет привлечения к работе студентов, успешно прошедших аттестацию за три года обучения.
– Однако ситуация остается критической и требует комплексного решения, включающего адресную профориентационную работу со школьниками, мотивационные мероприятия по привлечению учителей со стороны муниципалитетов и вузов, – отметил Ильсур Хадиуллин, подчеркнув еще и тот факт, что в последние два года идет снижение числа выпускников, выбирающих для сдачи ЕГЭ физику, химию, биологию и профильную математику.
КУЮКИ КАК ПРИМЕР
Еще одна проблема для сферы образования, которая за последние годы стала приобретать глобальный характер – это, по словам министра, «несогласованность в планировании строительства жилья и объектов образования». Особенно напряженная ситуация со школами и детсадами в Пестречинском, Лаишевском, а также Высокогорском и Тукаевском районах. Отдельно Ильсур Хадиуллин упомянул деревню Куюки Пестречинского района, где количество учеников сильно превышает число мест в единственной школе, и родители недавно возмущались, что не всех детей приняли в первый класс.
– В итоге мы вынуждены исправлять ситуацию в авральном порядке, хотя ее можно было не допустить еще на этапе формирования планов застройки на муниципальном уровне, – констатировал глава Минобрнауки РТ.
– Строители не запланировали инфраструктуру, продавали квадратные метры, а не качество жизни, – согласился с министром мэр Казани Ильсур Метшин, также присутствовавший на педсовете. – Сейчас по казанской агломерации необходимые работы ведутся, надеюсь, решение будет найдено.
Ильсур Хадиуллин также напомнил, что 1 сентября 2022 года вступил в силу закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей. К сожалению, констатировал министр, результаты опроса говорят о том, что проблема все еще актуальна. Хадиуллин обратился к главам районов и городов с убедительной просьбой соблюдать права педагогов и не требовать от них лишних отчетов и ограничить практику возложения на них работы, не относящейся к образовательной деятельности.
ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ
Глава Минобрнауки РТ говорил, конечно, не только о проблемах. Педагогам Татарстана есть чем гордиться. Татарстанские выпускники показывают стабильно высокие результаты на ЕГЭ по всем предметам, выше, чем в среднем по стране. Ежегодно уменьшается количество и доля неудовлетворительных результатов на экзаменах по обязательным предметам. А по итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников Татарстан сохраняет за собой третье место по числу призеров и победителей после Москвы и Московской области.
Развивается в образовании и инфраструктура – за последние 12 лет в республике построено 88 школ на 50 тысяч мест. В этом году ведется строительство еще 11 школ более чем на 9,5 тысячи учащихся. Кроме того, продолжается программа капитального ремонта школ и школьных пищеблоков.
Ильсур Хадиуллин выразил благодарность руководству республики за постоянное внимание к сфере образования и пожелал коллегам накануне нового учебного года помнить о том, что педагогика – это великое дело, и от работы учителей зависит то, каким будет завтрашний день республики.