Погрузиться в мир искусства ночью, насладиться музыкой Дебюсси и Равеля, послушать поэзию Бодлера и Верлена, восхититься великолепием роскошных нарядов — это и не только смогли жители столицы республики на ежегодной акции «Ночь музеев» в центре «Эрмитаж-Казань». О деталях одного из ярчайших событий культурной жизни столицы Татарстана — в репортаже «РТ».
БЕСТИИ АЛБАСТЫ И ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Под завораживающим сиянием ночников и очарованием вечернего часа тысячи горожан и туристов устремились в музей-заповедник «Казанский Кремль», стремясь прикоснуться к тайнам знаменитых картин и почувствовать импульс истории. Каждый уголок заповедника в эти выходные ожил, превращаясь в магнетический центр притяжения для любителей искусства любого возраста, желающих пережить незабываемое ночное путешествие среди живописных шедевров и старинных стен.
Открытие ночи искусств состоялось непосредственно перед центром «Эрмитаж-Казань», где зрители стали свидетелями захватывающего театрального представления от коллектива «Легкие крылья» из Альметьевска. Театр представил постановку, перенесшую публику в уникальное измерение, населённое персонажами из тюркской мифологии.
Главные действующие лица постановки — экзотические существа, именуемые Бестиями Албасты. Облаченные в необычные костюмы и авторские маски, созданные по мотивам тюркского фольклора, они неожиданно появились перед публикой, привнося с собой элементы магии и сюрреализма. Вместе с ними были забавные пушистые спутники, которые создали ощущение праздника и веселья.
Но веселую атмосферу разрушил грозный зверь, который становится препятствием на пути главных героев. Его появление навело панику не только среди персонажей постановки, но и среди маленьких зрителей, чей испуг выразился громкими вскриками. Однако постепенно страх уступил место заинтересованному вниманию, и юная аудитория с волнением следила за развитием событий. Момент наивысшего напряжения наступает, когда один смелый мальчик решается подойти к страшному существу, успокаивает его и вступает с ним в дружественный контакт. Закончилось представление всеобщими восторженными аплодисментами, когда мальчик и ранее грозный зверь отправляются вдвоем навстречу закату, оставляя зрителей наполненными теплом сказки.
ЭПОХА В РИФМАХ: УВИДЕТЬ ИСКУССТВО И УСЛЫШАТЬ ЕГО ГОЛОС

Завершив свое знакомство с фэнтезийным миром, участники акции сделали памятные фотографии и получили заряд позитивных эмоций благодаря объятиям с героями театрализованного шоу. Затем гости продолжили свой культурный марафон внутри центра «Эрмитаж-Казань», где их ждала не менее насыщенная программа.
Храм искусства предложил своим гостям особенный художественный вечер, объединяющий в себе произведения европейской живописи конца XIX — начала XX века и лирическое наследие выдающихся авторов той эпохи. Вечер открывал уникальный диалог поэзии и живописи, созданный усилиями талантливых студентов Казанского Театрального училища.
В атмосфере галереи прозвучали строки классических стихотворений Шарля Бодлера, Поля Верлена, Оскара Уайльда, Александра Блока и Анны Ахматовой, исполняемые рядом с известными работами Клода Моне, Огюста Ренуара и Анри Матисса. Этот синтез двух видов искусства создал неповторимую атмосферу, позволив зрителям глубже воспринять «Прекрасную эпоху», почувствовать её дух и эстетику.
К примеру, возле полотна художника Шарля Хоффбатуэра «В Лондоне», показывающего сцену светской жизни аристократического общества XIX века, звучало известное стихотворение Александра Блока «Незнакомка». Ощущение утончённости момента усиливалось контрастом спокойствия женщины в сверкающем платье, привлекающей внимание окружающих, и ритмом строк великого русского поэта, гармонично дополняющих визуальное впечатление от картины.
Зал портретов пригласил посетителей на уникальную встречу с двумя противоположными женскими образами Прекрасной эпохи. Рядом с картиной «Дама под тёмной вуалью» Грегуара Лемана студенты прочли стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью», подчеркивая трагизм и глубокую меланхолию героини. Напротив — жизнерадостный и нежный облик княгини Ольги Палей кисти Паскаля-Адольфа Жана оживляется строчками Мирры Лохвицкой «Если прихоти случайной...». Такое сочетание художественного слова и визуального образа позволило зрителю не только созерцать произведения искусства, но и глубоко проникнуть в их эмоциональную суть, почувствовать глубину мысли и тонкость чувств художников.
РОСКОШЬ, ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА

За волнующим поэтическим откровением последовала музыкальная составляющая вечера, начатая струнным квартетом казанского камерного оркестра La Primavera. Зал стремительно заполнился гостями, желающими ощутить особое звучание музыкальной атмосферы Прекрасной эпохи. Мелодичные композиции помогли создать иллюзию прогулки по зелёным аллеям парков или переносили в шумную жизнь Парижа, полного театралов, артистов кабаре и блеска шикарных вечерних туалетов.
Чтобы воссоздать атмосферу кипучего Парижа, исполнители выбрали второе произведение струнного квартета бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса. Эта энергичная композиция буквально рисует картину улиц французской столицы: глаза зрителя видят суету городских бульваров, движение колёс конных экипажей, блеск платьев прекрасных дам и многолюдность толпы, похожей на живой муравейник.
Оркестровая интерпретация знаменитого номера «Хабанера» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» мастерски дополнила изображение роковой красавицы, представленное на картине Кеса ван Донгена «Дама в чёрной шляпе». Дерзость и независимость характера дамы, любовь к удовольствиям и шикарный внешний вид были переданы в музыке резким ритмом, страстью народной песни и ярким исполнением. Музыкальные акценты удачно усиливали контрасты женского облика, позволяя зрителям почувствовать всю прелесть и опасность такой личности, будто слышать внутренний монолог роковой красотки, уверенной в своей власти над мужчинами и жизнью.
Финальным аккордом музыкального путешествия стал струнный квартет Филиппа Гласса «Мишима», исполненный на фоне декоративного шедевра английской мастерской Уильяма Морриса — шпалеры «Поклонение волхвов». Современная минималистичная музыка контрастировала с традиционной иконографией средневекового христианства, создавая эффект игры времен и стилей.
Заключительное произведение концерта символично соединило две эпохи. Как и художники Прекрасной эпохи, черпавшие вдохновение в восточной культуре, композитор также обращается к восточному наследию, посвятив композицию фильму о жизни японского писателя Юкио Мишимы. Таким образом, Гласс создаёт современное отражение идеи прекрасной эпохи, сочетая традиционную европейскую технику исполнения с японской философией и культурой.
НОЧЬ ЭЛЕГАНТНОСТИ, КРАСОТЫ И СТИЛЯ

Пространство выставки «Прекрасная эпоха» стало местом настоящего торжества моды и стиля, объединившим не только изящные полотна и звуки классической музыки, но и живых участниц действа, одетых в исторические костюмы. Посетителей выставки поражали фигуры девушек в роскошных платьях прошлых столетий, двигавшихся грациозно меж холстов, вызывая чувство нереальности происходящего. Многие взгляды останавливались на мелькнувшем силуэте дам в роскошных одеяниях, украшенных драгоценностями и аксессуарами, едва осознавая, что увиденное не мираж, а реальные модели исторического костюма.
Организаторы решили поддержать атмосферу ночи искусств конкурсом костюмированных образов, предоставив участникам шанс продемонстрировать собственные таланты стилизации и воплотить мечты о жизни Прекрасной эпохи.
Одна с участниц Руслана Гузаирова рассказывает, что стиль эпохи модерна давно стал неотъемлемой частью её повседневной жизни. Девушка предпочитает одеваться в стиле Прекрасной эпохи вне зависимости от конкурсов и специальных мероприятий. Её наряд, а также костюмы подруг созданы собственными руками, вдохновлены гравюрами и иллюстрациями того периода.
— Несмотря на занятость учёбой на юридическом факультете, я нахожу время заниматься любимым делом — созданием уникальных исторических костюмов. Помимо вечерних платьев, у меня есть коллекция повседневных ансамблей, состоящих из юбок и блуз, которые легко сочетать друг с другом. Участие в конкурсе костюмов — это приятное дополнение к увлечению историей и модой, но не самоцель, — подчеркивает Руслана Гузаирова.
Участница конкурса Ольга Семёнова отметила, что её увлечение стилем Прекрасной эпохи связано с образованием искусствоведа, поэтому выставка оказалась для неё родным пространством. Платье, в котором она предстала на мероприятии, соответствует стилю ар-нуво первой декады XX века, примерно 1900–1905 годов. Идея создания такого костюма родилась после общения с подругой, которая заразила Ольгу любовью к исторической моде и участию в различных тематических событиях.
— Процесс изготовления платья занял всего три дня, несмотря на постоянные занятия другим делами и работу. Основное время уходит на вдохновение и изучение материалов, тогда как само шитьё проходит довольно быстро, — сказала участница.
Что касается самой программы мероприятия, Ольга поясняет, что основная цель конкурса — показать связь между одеждой Прекрасной эпохи и искусством того времени. Участники демонстрируют публике наряды, соответствующие стилистике представленных экспонатов. Программа включает различные номинации и предусматривает призовые места. Голосование проводится путем сбора голосов зрителей.
РЕКВИЕМ ТИШИНЫ
Тем, кому захотелось завершить вечер посещением зрелища иного формата, студенты эстрадного отделения Казанского театрального училища предложили погружение в глубокий и трогательный спектакль «Реквием тишины». Постановка представляла собой инсценировку архивных документов и личных историй военных лет, воссозданных голосом молодых актеров и актрис, позволяющую зрителям соприкоснуться с судьбами героев прошлого, чьи чувства и переживания сохранились на страницах старых писем и дневников.
— Мы подготовили необычный живой спектакль, основанный исключительно на реальных письмах и воспоминаниях участников Великой Отечественной войны, а также материалах наших современников, затронутых недавними событиями спецоперации, — рассказала художественный руководитель коллектива Наиля Фаткуллина.
Спектакль носит название «Реквием тишине» и состоит из коротких, эмоционально заряженных эпизодов, созданных на основе писем солдат, матерей, любимых и близких фронтовиков. Коллектив постарался сохранить аутентичную атмосферу и эмоции тех далеких и сложных времен, добавив современные нотки переживаний, чтобы объединить поколения и вызвать отклик в сердцах сегодняшних зрителей.
— Этот спектакль является данью памяти нашим дедам и бабушкам, сражавшимся за свободу страны. Спешите разделить с нами минуты глубоких размышлений и искренних чувств, — резюмировала Фаткуллина.
Всероссийская акция «Ночь музеев» в 2025 году охватила десятки культурных учреждений Казани, включая Национальный музей Татарстана и Государственный музей изобразительных искусств РТ. Темой этого года стала концепция героев.