Искусство маленьких шагов,
или Зачем обществу прививка инклюзии

«Школа для всех» – так называется новый социальный проект, стартовавший на днях в Казани

В его рамках объеди­нились родители ресурсного класса для детей-аутистов, действующего в школе №1, педагоги, психологи, дефектологи и некоммерческая организация «Время кино».

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: предоставлено ресурсным классом СОШ №1

 

ресурсный-класс
В ресурсном классе детей учат не только математике и русскому языку, но и необходимым бытовым навыкам.

«Школа для всех» – так называется новый социальный проект, стартовавший на днях в Казани. В его рамках объеди­нились родители ресурсного класса для детей-аутистов, действующего в школе №1, педагоги, психологи, дефектологи и некоммерческая организация «Время кино». В «Школе для всех» планируют смотреть фильмы о людях с ограниченными возможностями здоровья и обсуждать проблемы, которые надо решать, чтобы этим людям было легче жить в обществе.

 

Ребёнок-аутист. Ещё сравнительно недавно для семьи это звучало как приговор, а общество старательно отгораживалось от аутистов стенами спецшкол и психиатрических клиник.

Времена меняются. Сегодня в Казани уже действуют несколько школ, где дети-аутисты учатся вместе с обычными сверстниками. Конечно, это специальные ресурсные классы, и ребята с особенностями развития там не находятся бок о бок с другими школьниками целый день, и рядом с каждым особенным ребёнком постоянно есть сопровождающий специалист – тьютор. И это огромный прогресс по сравнению даже с временами десятилетней давности.

Тем не менее проблем у семей, где есть такие особенные дети, ещё, как вы понимаете, хватает. Причём, как пояснила нам мама одного из учеников ресурсного класса, чем старше дети, тем больше сложностей у родителей.

«Нам – тем, чьи дети пока маленькие, можно сказать, повезло, – говорит Людмила Лескова. – Сейчас достаточно быстро ставят правильный диагноз, с маленькими аутистами занимаются в реабилитационных центрах профессиональные медики, педагоги и психологи. Появились ресурсные классы в обычных школах, то есть дети имеют возможность полноценно учиться. Но те, кому уже больше пятнадцати лет, начинали учиться в другое время, когда их принимали только в коррекционные интернаты, а лечили сильными психотропными препаратами, что давало различные побочные эффекты. И вот им гораздо больше нужна помощь».

 


Сегодня в Казани уже действуют несколько школ, где дети-аутисты учатся вместе с обычными сверстниками. Конечно, это специальные ресурсные классы, и ребята с особенностями развития там не находятся бок о бок с другими школьниками целый день, и рядом с каждым особенным ребёнком постоянно есть сопровождающий специалист – тьютор. И это огромный прогресс по сравнению даже с временами десятилетней давности


 

Собственно, фильм, с про­смотра которого стартовал проект «Школа для всех», как раз об этом. Лента французских кинематографистов Оливье Накаша и Эрика Толедано «Особенные» основана на реальной истории двух социальных работников, много лет самоотверженно и терпеливо занимающихся тем, чтобы «вытаскивать» самых тяжёлых аутистов, от которых отказываются официальные клиники и интернаты. И в большинстве своём работают они как раз со взрослыми людьми, которые не нужны никому, кроме собственных родителей, да и те в отчаянии подумывают время от времени, не уйти ли из жизни вместе с детьми, потому что «а кому он будет нужен, когда меня не станет?».

О фильме «Особенные» надо отдельно сказать несколько слов. Его постановщики наверняка известны многим как авторы замечательной картины «1+1». Возможно, вы смотрели эту чудесную ленту об отношениях парализованного миллионера и его афрофранцузского «сиделки». А если не смотрели, то обязательно посмотрите. И «Особенных» очень рекомендую к просмотру. Несмотря на весь драматизм и острую социальность темы, на то, что периодически вы будете вытирать слёзы, это совсем не тяжёлое кино. Наверное, только французы могли так легко, совершенно без надрыва, без ненужного мелодраматизма, с большой долей юмора (смеяться вы там будете точно не реже, чем плакать) рассказать о столь серьёзной проблеме. Ну и, конечно, Венсан Кассель в одной из главных ролей прекрасен, как всегда.

Но вернёмся в кинозал культурно-досугового центра имени Ленина, где и был организован просмотр. Обсуждая фильм, некоторые родители признавались: ох как знакомо им чувство отчаяния, когда никто не может тебе объяснить, что именно не так с твоим ребёнком, и когда понимаешь, что никому, кроме тебя, не нужны и не интересны его проблемы… И да, такими эмоциями в основном делились те, чьи дети уже достаточно взрослые.

А родители учеников ресурсных классов 1-й школы (там сейчас в начальной школе учатся 14 особенных детишек) не уставали благодарить директора школы Рустама Каримова, ресурсного педагога Марину Магер, всех специалистов, работающих с их детьми. Хотя, конечно, именно сами родители сыграли большую роль в том, что в Казани вообще появились эти несколько ресурсных классов, позволяющих детям-аутистам адаптироваться к жизни в обществе. Именно родители, объединившись в общественные организации, долго пробивали идею о том, что инклюзия нужна не только их семьям, что нашему обществу она тоже просто необходима.

«Понимаете, ведь в ресурсных классах не только дети с особенностями здоровья показывают позитивную динамику, – говорит Рустам Каримов. – И так называемые нормотипичные дети тоже начинают лучше учиться, к лучшему меняется их поведение».

«И мы очень хотим, чтобы эта прививка инклюзии распространялась как можно шире, – говорит Альбина Нафигова, руководитель дирекции «Время кино», соучредитель НКО «Школа для всех» и одна из мам ресурсного класса школы №1. – Потому что это меняет наше общество в лучшую сторону».

Можно было бы, послушав родителей, пришедших на кинопоказ, сделать вывод, что, мол, пока проблема инклюзии у нас решается во многом по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вот проявляют родители активность – и что-то сдвигается к лучшему. «А если мы не будем ничего делать для своих детей, то ничего и не будет», – сказал кто-то в ходе обсуждения фильма.

 


Родители учеников ресурсных классов 1-й школы (там сейчас в начальной школе учатся 14 особенных детишек) не уставали благодарить директора школы Рустама Каримова, ресурсного педагога Марину Магер, всех специалистов, работающих с их детьми. Хотя, конечно, именно сами родители сыграли большую роль в том, что в Казани вообще появились эти несколько ресурсных классов, позволяющих детям-аутистам адаптироваться к жизни в обществе


 

«Такова практика во всём мире, – говорит Альбина Нафигова. – Родители детей с особенностями развития меняют профиль своей деятельности, получают новое образование, чтобы помогать своим детям. Но радует, что у нас сейчас к «утопающим» активно присоединяются профессионалы-учителя, психологи, дефектологи. У нас в Казани работают различные НКО, у каждого своя ниша, кто-то занимается образованием, кто-то арт-проектами, кто-то поведенческими практиками, недавно появился проект «тренировочных квартир» – многие из них инициировали и возглавили родители детей с аутизмом. Мы бы очень хотели, чтобы наше сообщество родителей и педагогов 1-й школы стало неким объединяющим центром по среднему звену школы и профориентации, вокруг которого сплотятся все, кто помогает решать наши проблемы».

«Нам нужно не пять, а пятьдесят пять школ, где будут подобные ресурсные классы», – сказал ещё кто-то из родителей на обсуждении фильма. Реально ли это? Рустам Каримов говорит: нет ничего невозможного. К нему и его коллегам уже обращаются директора других казанских школ, которым интересен этот опыт.

Да, констатирует ресурсный педагог Марина Магер, пока многие наши учителя боятся особенных детей. Спросишь, как бы они отнеслись к появлению таких учеников в своём классе, – делают испуганное лицо и машут руками. Но пример пяти казанских школ, где работают ресурсные классы, показывает, что при наличии команды единомышленников и поддержке грамотных профессионалов все проблемы решаемы.

«Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, надо учиться искусству маленьких шагов, – говорит Рустам Каримов. – Сразу ничего не произойдёт. Нужно просто планомерно, целенаправленно, поэтапно идти к цели».

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще