Представители регионов и турбизнеса обсудили перспективы проекта «Великий Волжский путь»
Новые круизы запустят в открывающемся сезоне по «Великому Волжскому пути». Жителям регионов Среднего Поволжья обещают также улучшить транспортную инфраструктуру за счёт увеличения скоростных перевозок по воде между ведущими городами.
О новых туристических маршрутах по Волге и Каме, развитии круизного и прогулочного флота, а также поддержке экскурсионного обслуживания на речных линиях рассказали на пресс-конференции в московском офисе ТАСС главы профильных ведомств регионов Средней Волги и представители туристической отрасли страны.
В разговоре, который состоялся в гибридном формате (вживую и по видеоконференцсвязи), приняли участие представители Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Нижегородской, Самарской, Ульяновский областей, а также Москвы.
ТОВАР ЛИЦОМ
Председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов напомнил: первый круиз под брендом «Великий Волжский путь» состоялся в сентябре прошлого года. Туристы на четырёхпалубном лайнере «Василий Суриков» за одиннадцать дней посетили 12 городов в девяти регионах, где ознакомились с историей, культурой и бытом проживающих. В числе этих городов – Углич, Ярославль, Нижний Новгород, Чебоксары, Ульяновск, Самара, Саратов и Волгоград. Протяжённость речного маршрута превысила 2,5 тыс. км.
Насыщенной культурной программой встретил туристов и Татарстан. Здесь их ждали четыре локации – Казань, Свияжск, Болгар и Тетюши. На всех остановках были экскурсии, театрализованные представления, походы в музеи, дегустация местных блюд.
«В прошлом году первой остановкой на территории Татарстана стал Свияжск, Успенский собор которого является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь для гостей состоялась встреча с персонажами из «Сказки о царе Салтане». Далее на время переезда с острова-града в Казань путешественникам выдали очки виртуальной реальности, и они смогли прогуляться по нашим достопримечательностям в «киберпространстве», – отчитался Сергей Иванов.
После экскурсии по столице Татарстана гости посетили древний Болгар, где их тоже ждали артисты в образе исторических персонажей. Там путешественники увидели самый большой в мире печатный Коран, посетили Белую мечеть.
«Заключительной точкой для пассажиров лайнера в Татарстане стали расположенные на противоположном берегу Волги Тетюши, где в прежние века располагалась стрелецкая застава на юго-восточных рубежах Российского государства. Сейчас это прекрасное место, где варят вкуснейшую уху и где создан музей рыбы. Неподалёку расположена музей-усадьба «Долгая Поляна», где исполняют романсы с видом на Волгу», – в красках описал глава госкомитета.
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ СТРАНЫ
«Все пассажиры круиза отметили, что компоновка регионов и объектов даёт ощущение глобальности, поликультурности всего нашего многонационального государства», – сказал он. Яркие эмоции туристам дарит развитая инфраструктура регионов, отличная транспортная логистика, национальная кухня, музыкальное сопровождение и историческая культурная программа, перечислил Сергей Иванов.
По его словам, проект, созданный по инициативе Татарстана, будет способствовать развитию различных направлений путешествий – от этнокультурного туризма до активного отдыха на природе, а также велосипедных и пешеходных маршрутов вдоль Волги.
Спикер особо выделил, что «Великий Волжский путь» объединяет пять городов-миллионников, семь международных аэропортов, три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и пять курортов федерального значения.
Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко напомнил, что ускорить создание туристической инфраструктуры в регионах поручил Президент Владимир Путин. Вице-премьер сообщил, что федеральное Правительство ставит задачу к 2030 году увеличить внутренний турпоток до 140 млн поездок в год. Что касается «Великого Волжского пути», то предполагается, что проект в перспективе свяжет все четырнадцать регионов ПФО
В этом году число круизных маршрутов по Волге и Каме будет значительно расширено. В Приволжском федеральном округе появляются новые теплоходы, которые ставят в расписание под брендом «Великий Волжский путь».
Маршруты будут как короткие – двух-, трёхдневные, так и длительные – по 7–12 дней. «Идея проекта – дать возможность показать туристам жизнь народов Поволжья. На сегодняшний день это очень разнообразная комбинация объектов», – рассказал Сергей Иванов.
Ещё одной задачей проекта является воссоздание системы межрегиональных речных скоростных перевозок между регионами Средней Волги. Уникальным событием в развитии речного туризма председатель Госкомитета РТ по туризму назвал запуск судов на подводных крыльях «Валдай».
БИЛЕТЫ РАЗБИРАЮТ НА МЕСЯЦ ВПЕРЁД
В прошлом году Чувашия впервые закупила три скоростных судна «Валдай». Министр экономического развития и имущественных отношений соседней республики Дмитрий Краснов рассказал, что речные прогулки между регионами стали пользоваться успехом у туристов.
«Решили поставить их на маршрут и оценить спрос. Реальность превзошла все наши ожидания. Билеты на «Валдаи» разбирают на месяц вперёд! Загрузка в направлении Чебоксар и Казани составила 100 процентов. В ходе навигации было перевезено 19 тыс. туристов, из них 17 тыс. – по маршруту Чебоксары – Казань и обратно», – доложил он.
В этом году речные путешествия на «Валдаях» стартуют 1 июня. Сообщение между столицами Татарстана и Чувашии уже внесено в календарный график.
«Все пассажиры отметили, что компоновка регионов и объектов даёт ощущение глобальности, поликультурности всего нашего многонационального государства», – отметил Сергей Иванов. Яркие эмоции путешествующим дарит развитая инфраструктура регионов, отличная транспортная логистика, национальная кухня, музыкальное сопровождение и историческая культурная программа, перечислил глава Госкомитета Татарстана по туризму
«Цены на маршрут не дороже, чем на автобусе, но, когда вы передвигаетесь на скоростном судне, ощущения и эмоции совершенно иные. Во-первых, это не так утомительно. Во-вторых, свежесть и красота Волги, за окном постоянно меняющая картинка. Дух захватывает, когда, к примеру, проходишь шлюз. Нет ни светофоров, ни активного встречного движения. Почти за три часа можно добраться из Чебоксар до Казани и обратно», – рассказал Дмитрий Краснов.
Он выразил уверенность: появление подобных судов у регионов-партнёров – в Татарстане, Марий Эл, Самарской области – увеличит транспортную доступность регионов.
«Мы хотели бы продолжить эту практику. Есть стойкий запрос на новые суда, но пока это дорогостоящая история. В любом случае, опыт показал: пассажирский трафик есть, и он немалый», – отметил представитель Чувашии.
ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ РОССИИ
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе поделилась мнением, что национальный туристический проект «Великий Волжский путь» – это зонтичный бренд для всех регионов, находящихся вдоль Волги и Камы. И одновременно прекрасный инструмент для увеличения потока туристов, перезагрузки представлений о регионах и для максимального вовлечения регионального бизнеса в туризм.
«Волга – это, по сути, трасса. Пусть она ограничена сезоном, у нас, конечно, не может быть круглогодичного судоходства. Но это мощнейшая артерия, которая позволяет объединять регионы в различные маршруты, компоновать их друг с другом и делать путешествие по-настоящему интересным», – констатировала Майя Ломидзе.
Она также подчеркнула, что «Великий Волжский путь» – единственный межрегиональный маршрут в федеральном округе, который в своём позиционировании ещё с 2016 года опирается на транспортное сообщение между регионами. «Этот правильный концептуальный подход выразился в активное межрегиональное сотрудничество, – подчеркнула руководитель Ассоциации туроператоров России.
В свою очередь, Сергей Иванов добавил, что «Великий Волжский путь» представлен не только маршрутами по Волге. Круиз по Волге – это лишь один из способов путешествия по регионам.
«Есть наземные путешествия, есть комбинации – автобус плюс железнодорожное сообщение, есть только автобус и масса других вариантов. Да, круизы по Волге – это сезонные путешествия. Но в зимнее время работают все остальные маршруты», – описал глава ведомства потенциальные перспективы проекта.
По его словам, один из востребованных видов транспорта сегодня – железная дорога, которая является важным звеном в создании регионального туризма. Около трети туристического потока прибывает в Татарстан железнодорожным транспортом. Развитие пригородного сообщения позволяет создавать увлекательные экскурсионные маршруты, такие как «Три столицы Поволжья», «В гости к Йошкиному коту», «Три реки: Волга, Вятка, Кама» и другие.
Докладчик рассказал о задачах по углублению проекта – увеличение туристического потока в Приволжском округе, продвижение региональных и гастрономических брендов, развитие круизных маршрутов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Теплоход «Василий Суриков» остался зимовать в Волгограде и свою нынешнюю навигацию начнёт 27 апреля именно оттуда. Об этом собравшихся проинформировала директор по развитию Московского речного пароходства Светлана Гончарова.
По её словам, «Василий Суриков» в 2023 году сделает более тридцати круизов по Волге и Каме. Все его отправления будут из Казани, маршруты проложены до Волгограда, Ярославля, а также Перми. Несколько круизов запланировано и до Москвы, но все – с возвращением в Казань.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе поделилась мнением, что проект «Великий Волжский путь» – это зонтичный бренд для всех регионов, находящихся вдоль Волги и Камы. И одновременно прекрасный инструмент для увеличения потока туристов, перезагрузки представлений о регионах и для максимального вовлечения регионального бизнеса в туризм
Представитель пароходства отметила, что «Василий Суриков» – лайнер премиум-класса. «Это один из наших любимых теплоходов: в нём много воздуха, пространства. Очень красивый корабль, его любят туристы. Комфортабельные каюты, высокий сервис, разнообразные возможности досуга, несколько ресторанов со своей кухней», – перечислила она.
В целом в навигацию-2023 запланировано более ста заходов в столицу Татарстана всеми судами пароходства. В перспективе для увеличения качества отдыха на реках ожидается строительство ещё шести подобного класса теплоходов.
«На наших лайнерах отдыхает много детей. И, разумеется, пассажирам важно давать именно такие, как у нас, познавательные программы – теплоходы проходят по тем местам, где происходили важные для Отечества исторические события», – особо отметила Светлана Гончарова.
АЛЬТЕРНАТИВА «ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ»
Также Сергей Иванов напомнил, что соглашение о создании «Великого Волжского пути» было заключено на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме между Ростуризмом и регионами Приволжского федерального округа в присутствии заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко.
Российский вице-премьер на церемонии отметил, что ускорить создание туристической инфраструктуры в регионах поручил Президент Владимир Путин. Дмитрий Чернышенко также сообщил, что в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» федеральное Правительство ставит задачу к 2030 году увеличить внутренний турпоток до 140 миллионов поездок в год.
Что же касается «Великого Волжского пути», то предполагается, что проект в перспективе должен связать все четырнадцать регионов ПФО.
«Весьма приятно и почётно, что поручение о создании национального маршрута «Великий Волжский путь» вошло в перечень поручений главы государства. Наша цель – создать глобальный туристический проект, который бы стал альтернативой и не менее интересным, чем уже известные маршруты, как «Золотое кольцо» и «Транссибирская магистраль», – сказал глава Госкомитета Татарстана по туризму.
В заключение состоялась презентация логотипа проекта. В центре изображения отражён ромб, в котором размещаются символы солнца и воды, а вокруг в обрамлении – национальные символы регионов.