«Если любишь быстро ездить»: мэр Казани озвучил планы строительства платных дорог

Автор статьи: Евгения ЧЕРНОУСОВА

Фото: Денис Гордийко / kzn.ru

О казанском феномене во время саммита БРИКС, сбывшейся мечте градоначальника, введении туристического налога, перспективах строительства в Казани платных дорог и мусоросжигательного завода рассказал на вчерашней встрече с журналистами, посвященной итогам 2024 года, мэр Казани Ильсур Метшин.

«Если любишь быстро ездить»: мэр Казани озвучил планы строительства в городе платных дорог

ДОВОЛЬНЫ ВСЕ, ВКЛЮЧАЯ ТАКСИСТОВ

– Год был эпохальным и запоминающимся. По количеству и значимости мероприятий 2024-й превзошел все, – взялся подводить итоги мэр. – Начали мы с «Игр будущего», которые, я уверен, станут новой золотой страницей в мировом спорте – миллиарды просмотров в интернете. Я очень рад, что Казань встала вместе с Афинами в один ряд городов – основателей мирового спортивного движения. После этого мы провели спортивные игры БРИКС, которые тоже собрали весь мир и помогли нам подтянуть городскую инфраструктуру. Казань до БРИКСа и после – это два разных города. Мы создали Ассоциацию городов и муниципалитетов стран БРИКС+. Венцом стал саммит, на который приехали 26 глав государств и руководители шести международных организаций, включая Генерального секретаря ООН. Казань блестела и сияла. Мы приросли пятью отелями. Спасибо отельерам, вложили миллиард рублей в подготовку к приезду участников саммита БРИКС.

Ильсур Метшин также поблагодарил всех казанцев за понимание и терпение, с которыми они отнеслись к временным трудностям во время проведения саммита, – перекрытию дорог, изменению маршрутов общественного транспорта.

– Для меня был момент истины, когда после завершения саммита меня спрашивали: почему в Казани нет, как в других городах, недовольства жителей, это какой-то феномен? Корреспонденты, которые приехали со всего мира, рассказали мне, что, приезжая в любой город на какое-то мероприятие, они первым делом спрашивают водителей такси, как они относятся к этому мероприятию. И потом слушают, как таксисты выражают свое недовольство. В Казани они ездили в разных такси и, когда встретились, сошлись в одном: все таксисты хвалили город и были благодарны БРИКСу.

ПО ЗАРПЛАТЕ ВОШЛИ В ТРОЙКУ ЛИДЕРОВ

По словам мэра татарстанской столицы, в 2024 году Казань продемонстрировала хороший рост по объему производства, валовому территориальному продукту, инвестициям.

– Выросла средняя зарплата, наконец-то мы вошли в тройку лидеров, – отметил Ильсур Метшин, пояснив, что речь идет о рейтинге городов-миллионников (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), в котором Казань пять лет занимала седьмое место, а в 2023 году – четвертое. – Также мы продолжаем оставаться безусловными лидерами в стране по вводу социальных объектов – их за десять лет построено 177 (90 детсадов, 25 школ, 18 домов культуры, 5 больниц, 16 поликлиник и 23 спортобъекта), если не брать Москву и Санкт-Петербург. После нас идет Новосибирск, который построил в полтора раза меньше, чем Казань.

Рекордными темпами строится в Казани и жилье.

– Когда в прошлом году мы сдали 1 миллион 325 тысяч квадратных метров жилья, я думал, что это уже потолок. Это мечта любого главы государства, города – строить 1 квадратный метр жилья на человека в год, ведь у нас как раз 1 миллион 300 тысяч жителей. А сейчас мы заканчиваем год с цифрой 1 миллион 415 тысяч квадратных метров жилья! При этом наши строители перестали продавать просто квадратные метры, они создают образ жизни, – отметил градоначальник.

На благоустройство общественных пространств в этом году в Казани потратили 5,3 млрд рублей. Всего открыли и благоустроили 18 парков и скверов.

– Это тоже рекордная цифра, мы столько никогда не делали. Красавец детский парк «Елмай» – по площади один из самых больших в России, там уникальное оборудование. Рядом с первым инклюзивным бульваром на Серова появится инклюзивный центр. Надеемся, в следующем году сможем реализовать этот проект с помощью спонсоров, – сказал Метшин.

«ОПРЕДЕЛЯЕМ МАСШТАБ БЕДЫ»  

Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» доля казанских дорог, находящихся в нормативном состоянии, достигла 85%, в среднем по стране этот показатель составляет 54%.

– Транспортная реформа по-прежнему остается для нас большим вызовом. Благодаря подготовке к саммиту БРИКС и федеральным программам, поддержке Раиса Татарстана Рустама Минниханова мы получили 39 новых красавцев – троллейбусов «МАЗ». Я сам был на производстве, это машины мирового уровня с плавным ходом, хорошим кондиционированием. Также наши автотранспортные предприятия, используя бюджеты трех уровней – муниципальный, федеральный, республиканский – и собственные средства, получили 127 новых автобусов. Итого на 4 миллиарда рублей городской общественный транспорт прирос новым подвижным составом, – сообщил мэр.

Тем не менее, общественный транспорт продолжает нуждаться в обновлении: нужны не только новые автобусы и троллейбусы, в замене нуждаются кабельные линии, контактные сети, трамвайные пути.

– Раис Татарстана принял программу «Наш двор» на 50 миллиардов рублей, что-то подобное должно быть и по общественному транспорту, – считает мэр Казани.

Пока же Рустам Минниханов объявил о запуске программы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры – запас прочности у сетей, проложенных еще в советские времена, закончился. Объем финансирования программы в 2025 году составит 10 млрд рублей.

– Мы работаем сейчас с Министерством строительства и ЖКХ РТ, определяем масштаб беды. Только по «Водоканалу» необходимо 58 млрд рублей, – вздохнул Ильсур Метшин.

ДОСТРОИТЬ МСЗ ЗА ТРИ ГОДА

Журналисты на встрече в очередной раз поинтересовались у мэра, будет ли достроен мусоросжигательный завод под Казанью в поселке Осиново, строительство которого остановилось после начала СВО и введения антироссийских санкций (изначально планировалось, что оборудование для завода поставит швейцарско-японский консорциум Hitachi Zosen Inova). Теперь вся надежда на то, что оборудование для МСЗ нам поставит Китай.

– Китай не только машины научился делать. Так же быстро, как они заполнили авторынок, они построили 177 соответствующих заводов. И поверьте мне, там оборудование высокого уровня. Контракт по оборудованию у нас заключен, он уже в стадии реализации, – заверил градоначальник.

Кроме МСЗ в поселке Осиново, в республике построят несколько комплексов переработки отходов.

– Мы их ждем, как из печки пирога. Потому что вокруг нас 15 районов закрыли мусорные полигоны из-за несоответствия новому федеральному стандарту, и все повезли мусор к нам в Казань. Полигон на улице Химической был рассчитан на 30 лет, а мы закрыли его через десять. Сейчас открыли вторую очередь полигона «Восточный», его хватит на три года, поэтому мы должны за три года построить комплексы по переработке и достроить завод, – озвучил планы мэр.

БЕЗ ТУРИСТОВ НЕ ОСТАНЕМСЯ

На вопрос, не отпугнет ли жителей других регионов от Казани туристический налог, который введут с будущего года ( в размере 1% от стоимости проживания в гостинице, но не менее 100 рублей в день), Ильсур Метшин ответил, что сумма налога не настолько большая, чтобы туристы перестали к нам ездить.

– Более 4 миллионов туристов мы уже получили на октябрь. За десять месяцев гости потратили в Казани 26 миллиардов рублей – рост на 22%. Эти деньги будут направляться на развитие туристической инфраструктуры. Мир придумал за нас этот «велосипед». По России порядка двух десятков городов, включая Москву и Санкт-Петербург, уже ввели туристический налог, так что мы здесь не пионеры, – заметил казанский мэр.

«УСПЕШНОСТЬ ЭТОГО ПРОЕКТА ДЛЯ НАС АРХИВАЖНА»

Перед запуском Вознесенского тракта с платным участком журналисты спросили мэра о перспективах строительства в Казани платных дорог.

– Следующие наши дублеры, наши вылетные магистрали – это Оренбургский тракт в сторону аэропорта и дорога в сторону Арска вдоль железной дороги через поселок Дербышки. Если хочешь быстро ездить, нужны платные вылетные магистрали, без этого невозможно, – считает Метшин. – Конечно, если цена будет запредельной, дорога останется пустой, никто не станет по ней ездить, это все понимают. Успешность этого проекта для нас архиважна. Потому что тогда финансовая модель Вознесенского тракта позволит приступить к двум другим стройкам. Это в интересах наших горожан – вынужденная необходимость и мировая практика.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще