Неудачная миссия «Луна-25» показала, что исследования космоса сложны и непредсказуемы даже при наличии современных технологий. Последний раз успешно на Луну наши автоматические станции летали почти 50 лет назад.
Давайте отправимся в прошлое еще дальше – в эпоху великих космических достижений СССР. В 1963 году в космос впервые отправилась женщина – Валентина Терешкова. Мы продолжаем публикацию серии материалов на основе архивных номеров нашей газеты.
ДА БУДЕТ СВЕТ!
На первой полосе номера «Советской Татарии» (ныне «Республика Татарстан») за 1 января 1963 года напечатан рисунок: Спасская башня Московского Кремля, рядом елка с гирляндой, а маленький мальчик, символ Нового года, включает рубильник, чтобы гирлянда зажглась. В каждом фонарике гирлянды написана новая электростанция, которую планировали ввести в Советском Союзе. Среди них есть и Заинская ГРЭС. 18 января был введен в эксплуатацию первый энергоблок мощностью 200 тысяч киловатт. Строительство и монтаж оборудования первой очереди (6 энергоблоков мощностью 200 МВт каждый) были начаты в 1956 году. Последний шестой блок первой очереди Заинской ГРЭС введут в июне 1966-го. Вторую очередь станции достроят в 1976 году, ее мощность достигнет 2,4 ГВт, и весь комплекс примет госкомиссия. Заинская ГРЭС станет крупнейшей тепловой конденсационной электростанцией Татарстана.
Теме электричества, хотя и несколько в другом контексте, была посвящена заметка «Чья эта улица?». В редакцию поступило письмо от читателя А.Табанакова, который сообщил, что улица Тэцевская в Казани не освещена, по ней трудно ходить. Редакция направила сигнал директору Казанской городской электросети. Тот ответил, что улицу Тэцевскую должны были осветить еще в 1961 году, а ответственные за это – «Казаньоргсинтез» и ТЭЦ-2. Директор ТЭЦ-2 сообщил, что освещением улицы должен заниматься химзавод. Руководство химического предприятия в свою очередь заверило, что никакого отношения к улице Тэцевской не имеет, этим должна заниматься городская электросеть. Но там заверили, что эта улица тоже не их зона ответственности. Круг отписок замкнулся.
Реклама тех лет – татарская республиканская оптовая база «Росхозторга» презентовала в нашей газете многооперационные электрические швейные машины отечественного производства «Тула» и «Ржев», а также чехословацкую модель «Веритас» с автоматическим устройством для вышивания.
У детворы наступила веселая пора – зимние каникулы. На снимке Н.Седова ребятишки из дома №99 на улице Гагарина в Ленинском районе Казани заполняют досуг любимыми занятиями: катанием на салазках, лыжах, коньках. Мальчишки в ушанках лихо съезжают с горки на санках, и на их лицах неподдельная радость.
Из зимы перенесемся в весну. Наступление летнего спортивного сезона у казанцев связывается с традиционной легкоатлетической эстафетой на приз газеты «Советская Татария». В 1962 году эстафету выиграли легкоатлеты госуниверситета. И конечно, весной 1963 года реванш хотели взять неоднократные победители минувших лет – студенты педагогического института. Борьба обещала быть напряженной. Со старта вперед вырвалась студентка КГУ Тамара Боронина – капитан команды задала тон своим товарищам. Тренеры университетской команды В.Михневский и В.Тогулев умело расставили бегунов по этапам эстафеты, и преимущество легкоатлетов университета возрастало от этапа к этапу. Финишную ленточку первым пересек студент КГУ Александр Иванов. Команда университета закончила бег с результатом 13 минут 38 секунд. Тысячи казанцев приветствовали победителей на площади Свободы. Второе место завоевала команда пединститута, третье – КАИ.
СОВМЕСТНЫЙ ПОЛЕТ
14 июня с космодрома Байконур на корабле «Восток-5» в космос отправился Валерий Быковский (позывной Ястреб). Он пробыл на орбите Земли четверо суток и 23 часа, и это до сих пор является самым продолжительным одиночным полетом. Первоначально планировалось провести восьмисуточный полет, но из-за ненормальной работы системы жизнеобеспечения его пришлось прекратить на пятые сутки. В историю Валерий Фёдорович войдет как летчик-космонавт СССР №5, дважды Герой Советского Союза. Всего он совершил три полета в космос общей продолжительностью 20 суток 17 часов 47 минут 21 секунду.
«Новому покорителю Вселенной – слава!» – с таким заголовком вышла «Советская Татария» 16 июня. Она содержит большой портрет Валерия Быковского и отчет об успешном выполнении программы полета. Ниже рассказ о семье космонавта №5.
16 июня с Байконура стартовал второй корабль группового полета – «Восток-6» – с Валентиной Терешковой (позывной Чайка) на борту, первой в мире женщиной-космонавтом. Специально для ее полета была разработана конструкция скафандра, приспособленная для женского организма.
Еще один «космический» номер «Советской Татарии» вышел 18 июня. Его заголовок: «Первая в мире женщина-космонавт», подзаголовок: «Подвиг Валентины Терешковой – славный подарок пленуму ЦК КПСС». На первой полосе фотография Валентины Владимировны, на второй – она вместе с Валерием Фёдоровичем на фоне Спасской башни Московского Кремля. Пафос заметок соответствует моменту: на штурм межзвездных далей вышла в полет на «Востоке-6» сестра «небесных братьев» – героическая дочь советского народа Валентина Терешкова. Открыта новая славная страница в освоении космоса. Советская женщина за штурвалом космического корабля. Первая в мире женщина-космонавт! Да иначе и быть не могло: ведь нет предела для творческих дерзаний строителей коммунизма. Да, это была пора больших свершений, настоящей романтики! Позже этот период истории нашей страны назовут оттепелью.
В следующих номерах – отклики из разных стран на новую победу советской науки и техники. Спецкоры ТАСС отправляются на родину Валентины Терешковой в древний Ярославль, чтобы пообщаться с семьей. Ее отец, воин-танкист, пал смертью героя на фронте. В Ярославле живут мать Валентины, брат, сестра и другие родственники. Всю большую рабочую семью корреспонденты застали у телевизора. Ее мать Елена Фёдоровна – труженица-текстильщица, много лет проработала на комбинате «Красный Перекоп». Улыбается и говорит: «Валюша очень упорная. Она всегда была такой».
19 июня спускаемые аппараты кораблей совершили посадку на территории Казахской ССР. Валерий Быковский и Валентина Терешкова согласно инструкции катапультировались из спускаемых аппаратов на высоте нескольких километров и совершили приземление на парашютах. На следующий день в СМИ уже появилось официальное сообщение об успешном совместном полете космонавтов. Они оба чувствуют себя хорошо.
Показательный снимок в нашей газете, сделанный Ю.Ананьевым: мужчины столпились около автомобиля «Волга-21» и что-то внимательно слушают. Подпись объясняет эту немую сцену: нет человека в нашей стране, который не ликовал бы по поводу беспримерных полетов в космическое пространство Чайки и Ястреба. Вот и в Казанском таксомоторном хозяйстве люди прильнули к машине своего товарища – передового водителя А.Мубаракшина, чтобы «из уст» радиоприемника «Волги» услышать весть о благополучном возвращении на Землю Валентины Терешковой и Валерия Быковского.
БОЛЬШАЯ ХИМИЯ
В то время газета «Советская Татария» выходила черно-белой, и лишь в праздничных номерах можно было увидеть заголовки и рисунки в цвете. 13 июля вышел такой особый номер. Наверху крупным синим шрифтом напечатан рапорт: «Получай, страна, татарский фенол и ацетон!» Ниже пожелания дальнейших успехов славным строителям и молодому коллективу Казанского завода органического синтеза. Да, этот день вписан в историю большой химии Татарстана! Будущий гигант химической индустрии страны выпустил первую партию фенола и ацетона. А началась эта славная трудовая история в 1958 году, когда на майском пленуме ЦК КПСС было принято решение о строительстве Казанского завода органического синтеза. К моменту выпуска первой партии фенола и ацетона мощность нового предприятия позволяла производить 45 тыс. тонн фенола и 27,5 тыс. тонн ацетона в год.
Внутренний разворот газеты полностью посвящен героям стройки, работникам нового химического гиганта, комсомольцам, которые откликнулись на призыв и помогали в завершении строительства и пусконаладочных работах на первой очереди завода. Были названы и семь чудес нового предприятия. Чудо первое – множество трубопроводов над землей, на земле и под землей. Всего на заводе их проложено более 560 километров. Чудо второе – машины и оборудование, созданные по самому последнему слову техники. Чудо третье – холод и тепло, температура пара достигает 340 градусов, а температура хладагента – минус 5–10 градусов. Чудо четвертое – химическое видоизменение веществ, что было недоступно средневековой алхимии и стало реальностью для современной химии. Чудо пятое – на заводе смонтирована самая современная автоматика. Чудо шестое – здесь установлены очистительные сооружения, ведь очистить стоки гиганта – сложнейшая задача. Чудо седьмое и самое прекрасное – это сами люди, которые пришли работать на завод.
Летом традиционно наше издание освещало битву за урожай. Передовиков хвалили, отстающих журили. А иногда критика била не в бровь, а в глаз. «Губители техники» – так озаглавлена статья, вышедшая после проверки Госинспекцией по надзору за состоянием машинно-тракторного парка совхоза имени Бутлерова и колхоза «Урожай» Чистопольского производственного управления. В совхозе проверяющие обнаружили целый парк разобранных машин – тракторов, комбайнов, сеялок, культиваторов. Общая их стоимость превышает 14 тысяч рублей (а доллар тогда стоил меньше рубля!). В колхозе ущерб от некомплектной техники оценили в четыре тысячи рублей. Три фотографии под текстом статьи дают представление о том, что осталось от силосоуборочного и зернового комбайнов, а также от дизельного трактора. По заключению комиссии, лица, которые допустили разукомплектование машин, привлечены к уголовной ответственности.
Завершим на позитиве. Предновогодняя карикатура в завершающем год номере – на первой миниатюре изображен муж, который принес домой елку. Жена недовольна: «Как тебе, директору завода синтетических изделий, не стыдно домой с лесной елкой являться!» На втором рисунке аналогичная сцена, только муж принес елку искусственную. Жена тоже негодует: «Как тебе, директору лесхоза, не стыдно домой с синтетической елкой являться!»
А еще в 1963 году в Ленинграде на судостроительном заводе на воду был спущен красавец теплоход «Татария», который возил туристов на Соловки. Но это уже другая история…